double arrow

Основные типы текстовых тема-рематических структур

2

В текстах выявляется определенная устойчивость содержания тематичес­кой и рематической частей высказывания. Выделяются пять основных разно­видностей тема-рематических структур.

1. Каноническая ступенчатая тема-рематическая организация текста:

Это самый распространенный тип структур, воплощающий основной закон текстообразования - инкорпорирование. Сущность его состоит в том, что в продвижении содержания рема предыдущего высказывания становится темой последующего высказывания, т. е. все последующие темы имеют глу­бинную рематическую природу. Например:

Ромул и Рем взошли на гору,

Холм перед ними был дик и нем.

Послушай: далеко, далеко на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана.

Н. Гумилев

2. Тема-рематическая структура веерного типа с повторяющейся стабиль­ной темой и разными ремами:

Тексты с константной повторяющейся темой могут иметь (в плане выра­жения) варианты лексико-грамматической репрезентации темы.

Во-первых, тематическая прогрессия может быть основана на повторе слова, являющегося темой всех высказываний. По этому принципу темати­ческой прогрессии построена первая строфа стихотворения К. С. Аксакова «Свободное слово»:




Ты - чудо из Божьих чудес,

Ты - мысли светильник и пламя,

Ты - луч нам на землю с небес,

Ты нам человечества знамя!

Ты гонишь невежества ложь,

Ты вечною жизнию ново,

Ты к свету, ты к правде ведешь,

Свободное слово!

Во-вторых, тематическая прогрессия может быть основана на местоимен­ном повторе:

Сады моей души всегда узорны,

В них ветры так свежи и тиховейны,

В них золотой песок и мрамор черный,

Глубокие, прозрачные бассейны.

Н. Гумилев

В этом стихотворении тематическое слово первой поэтической фразы «сады» в последующем заменяется личным местоимением «в них».

В-третьих, она может быть производной. В этом случае тема выражается разного рода перифразами, трансформами:

Он держит речь в Высоком зале

Толпе разряженных льстецов,

В его глазах сверканье стали,

А в речи гул морских волов.

Н. Гумилев

Одна и та же тема трех поэтических фраз оформляется следующими но­минациями:

Он, в его глазах, в его речи.

В-четвертых, могут быть тексты, в которых тема обозначается однократ­но, а при дальнейшем семантическом развертывании приводятся только ремы:

А муза и глохла, и слепла,

В земле зерном,

Чтоб снова, как феникс, из пепла

В эфире восстать голубом.

А. Ахматова

По этому принципу построено и стихотворение А. Ахматовой «Любовь», тема которого вынесена в заглавие, а все поэтические фразы его имеют рема­тическую природу.


То змейкой, свернувшись клубком,

У самого сердца колдует,

То целые дни голубком



На белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснет,

Почудится в дреме левкоя...

Но верно и тайно ведет

От радости и от покоя.

Умеет так сладко рыдать

В молитве тоскующей скрипки,

И страшно ее угадать

В еще незнакомой улыбке.


3. Тема-рематические структуры веерного типа с многокомпонентной те­матической частью (несколько тем) и одной ремой:

И дичь в лесу, и сосны гор,

Богатых золотом и мелом,

И нив желтеющих простор,

И рыба в глубине озер

Принадлежит вам по наследию.

Н. Гумилев

4. Тема-рематические структуры с обобщенной темой, расчленяющейся в текстах за счет конкретизации исходной темы:

В качестве иллюстрации приведем первую строфу стихотворения В. Г. Бене­диктова «Вальс»:


Все блестит: цветы, кенкеты,

И алмаз, и бирюза,

Ленты, звезды, эполеты,

Серьги, перстни и браслеты,

Кудри, фразы и глаза.

Все в движенье: воздух, люди,

Блонды, локоны и груди,

И достойные венца

Ножки с тайным их обетом,

И страстями и корсетом

Изнуренные сердца.


В этом стихотворении дважды тема обобщенно обозначается определи­тельным местоимением все, в дальнейшем конкретизируется цепочкой номи­нативов, создающих за счет этого без участия глаголов динамический образ атмосферы вальса на балу.

5. Автономные тема-рематические текстовые структуры. Они внешне как бы не зависят друг от друга, самостоятельны, минимально привязаны к кон­тексту. Например:

Луна плывет, как щит

Давно убитого героя,

А сердце ноет и поет,

Уныло чуя роковое.



Н. Гумилев

Подобная кажущаяся (по причине отсутствия формальных средств выра­жения связности) автономность тема-рематических структур фактически яв­ляется обычно средством создания двуплановости изображения, его образности, является основой сопоставления и сравнения. В данном стихотворении внутреннее состояние лирического субъекта, его переживания соотносятся с миром природы, космическим миром, при этом основная идея сопоставления передается словами, выполняющими функцию темы: луна и сердце. Такая тема-рематическая организация в целом свойственна идиостилю Н. Гумилева. При ведем еще один пример из стихотворений этого поэта:

Еще не умер звук рыданий,

Еще шуршит твой белый шелк,

А уж ко мне ползет в тумане

Нетерпеливо-жадный волк.

В больших по объему текстах, естественно, наблюдается переплетение, наложение тема-рематических структур разного вида, в то же время некото­рые тексты могут быть организованы однотипно или может доминировать какой-либо тип структуры.



2




Сейчас читают про: