double arrow

Типы рематических доминант

Предназначение ремы в тексте заключается не только в репрезентации нового смысла, не только в актуализации коммуникативно значимой инфор­мации, но и в организации текстовой семантики. Это обусловлено тем, что «за пределами предложения рема вступает в смысловые отношения с ремами соседних предложений, при этом она создает рематическую доминанту тек­стового фрагмента, сигнализирующую его семантическую общность и спо­собствующую членению текста» (Золотова и др., 1998, с. 388).

Рематическая часть предложения может быть выражена различными кате­гориально-грамматическими и семантическими классами слов, здесь нет жест­ких ограничений. Обычно текстовые фрагменты, а порой и целые тексты, имеют однотипную коммуникативную структуру, обнаруживают определенные зако­номерности в ее организации. В частности, могут повторяться способы лексико-грамматического воплощения ремы, например, у А. Ахматовой:


Всю ночь не давали заснуть,

Говорили тревожно, звонко,

Кто-то ехал в далекий путь,

Увозил больного ребенка,

А мать в полутемных сенях

Ломала иссохшие пальцы

И долго искала впотьмах

Чистый чепчик и одеяльце...


В данном стихотворении рематически выделяются глаголы в одной видо-временной форме (несов. вида, прош. времени), которые в основном отно­сятся к семантическим классам действия и деятельности: движения (ехать, увозить), речевой деятельности (говорить), поиска (искать), отрицательного воздействия на объект (ломать). Это позволяет поэту на небольшом тексто­вом пространстве (всего восемь строк) воссоздать событие, насыщенное по­ступками, жестами, динамикой. Тип рематической доминанты этого текста -динамическая.

В зависимости от максимальной представленности лексико-грамматического воплощения ремы Г. А. Золотова выделила семь разновидностей рематических доминант: квалификативную, событийную, предметную, статальную, статально-динамическую, импрессивную, комбинированную (см.: Золотова, 1982). Позднее в качестве основных рематических доминант ею были названы три: предметная, качественная, акциональная (Золотова и др., 1998). Думается, что предложенная позднее классификация может быть соотнесена с предыду­щей, вследствие чего система рематических доминант будет выглядеть следую­щим образом: предметная, статальная, динамическая (статально-динамическая), качественная и импрессивная.

Предметная доминанта. Тексты с предметной доминантой характери­зуются активным использованием в рематической части существительных и их заместителей, что позволяет выдвинуть в описании на первый план пред­метный мир, мир людей и вещей, заполняющих жизненное пространство -см., например, начало стихотворения И. Бунина:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Следует отметить, что более явно предметная доминанта ощущается, ког­да текст организуется цепочкой самостоятельных имен без каких-либо конк-ретизаторов, без указания на атрибутивные признаки обозначаемых предме­тов и явлений. Сложнее квалифицировать рематическую доминанту в текстах, в которых существительные окружены признаковой лексикой разной лекси-ко-грамматической природы, как, например, в приводимом ниже стихотворе­нии Владимира Эльснера «Декорация»:


Овальное озеро с балетным льдом,

Заснувшая мельница и мельника дом.

Раскидистый дуб, седовласый страж.

Вечернего неба злато-синий витраж.

В плаще и полумаске кавалер валет,

Сверкает обагренный его стилет...

По снегу перебегающая тень ветвей

И кровью истекающий туз червей.


В подобных литературно-художественных контекстах большое значение имеет анализ семантической структуры предложений, текстовых ударений и в целом интонационной структуры поэтических фраз. Предметная доминанта прежде всего свойственна предложениям бытийной структуры, основное пред­назначение которых как раз и состоит в утверждении бытия чего-либо (пред­метов, явлений, опредмеченных событий и пр.). Анализируемое стихотворе-1ше насыщено признаковой лексикой, в том числе метафорической, образной, Ьо, несмотря на это, актуализируются в нем именно существительные (озеро, мельница, мельника дом, дуб, кавалер валет, стилет, тень ветвей, туз чер­вей), которые емко и выразительно, крупным планом показывают картину разыгравшейся трагедии. Признаковая лексика в данном случае выполняет изобразительную функцию.

Статальная доминанта. При доминанте этого типа рематически выделяют­ся текстовые фрагменты, содержащие лексику состояния человека (физио-логи-ческого и психологического) и окружающей человека среды. Это могут быть су­ществительные, глаголы, прилагательные, безлично-предикативные слова. Обратимся, например, к следующему стихотворению В. Кривича (Анненского):


Заболело - не излечится –

Смертной болью бытие...

Мышью загнанною мечется

Сердце утлое мое.

Ждет, и верит, и пугается,

И не верит... А пока

Все труднее напрягается

Ослабевшая рука...

Это днем. А ночью олово

Тонко-серой тишины,

И туманно мучат голову

Полумысли, полусны...


В этом стихотворении основная эстетическая нагрузка падает на символи­ческие образы больного бытия, в котором днем живет утлое загнанное сердце-мышь лирического субъекта, а ночью в олове тонко-серой тишины властвуют над лирическим субъектом его полумысли, полусны. Именно эти метафоры организуют (начинают и завершают) текст и актуализируют в нем семантику статальности, состояния лирического субъекта. Вследствие этого вторая стро­фа, в которой доминируют глаголы, причем глаголы внутреннего эмоциональ­ного состояния (ждет, и верит, и пугается, И не верит...), гармонически сливается с общей коммуникативной тональностью стихотворения, в связи с чем мы определяем в качестве его рематической доминанты - статальную Доминанту.

Можно отметить большое разнообразие лексико-грамматического вопло­щения статальной доминанты в различных литературно-художественных про­изведениях. Так, в приводимом ниже стихотворении К. Бальмонта «Безгла­гольность» основной репрезентант статальности - существительные:


Есть в русской природе усталая нежность,

Безмолвная боль затаенной печали,

Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,

Холодная высь, уходящие дали.

Приди на рассвете на склон косогора, -

Над зябкой рекою дымится прохлада,

Чернеет громада застывшего бора,

И сердцу так больно, и сердце не радо.

Недвижный камыш. Не трепещет осока.

Глубокая тишь. Безглагольность покоя.

Луга убегают далеко-далеко.

Во всем утомленье - глухое, немое.

Войди на закате, как в свежие волны,

В прохладную глушь деревенского сада, -

Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,

И сердцу так грустно, и сердце не радо.

Как будто душа о желанном просила,

И сделали ей незаслуженно больно.

И сердце простило, но сердце застыло,

И плачет, и плачет, и плачет невольно.


Идея статальности, покоя, неподвижности бытия задается сразу же самим названием стихотворения («Безглагольность»), семантика которого непрозрачна и может быть адекватно осмыслена только после прочтения всего стихотво­рения, в котором поэт мастерски описывает гармоническое слияние, нерас­торжимое единство состояния природы, окружающей среды человека и со­стояния самого лирического субъекта. Основное текстовое пространство заполнено описанием состояния природы, именно этот субъект состояния выдвигается в сильную текстовую позицию - начала текста: Есть в русской природе усталая нежность. Состояние мира, природной среды передается словами различной лексико-грамматической природы: существительными (не­ясность, боль, печаль, безвыходность, горе, безгласность, безбрежность, высь, дали, тишь, беглагольность, покой, утомленье, глушь), прилагательны­ми {усталая, безмолвная, затаенная, недвижный, сумрачно-странно-безмол­вны), глаголами (есть, дымится, чернеет, не трепещет, убегают). В этой функционально-текстовой парадигме гармонически соединяются эмотивная лексика и лексика, характеризующая окружающее природное пространство, которые в совокупности репрезентируют сложный панорамно-психологичес­кий образ русской природы. Второй субъект состояния этого стихотворения -лирический герой. Поэтические фразы, передающие его состояние, формируются метонимическим обозначением его - словом сердце. Они менее развернуты, по сравнению с контекстами первого типа, но не менее значимы. В противоположность первым, начинающим стихотворение, они завершают описание природы, звучат рефреном: И сердцу так больно, и сердце не радо (конец второй строфы); И сердцу так грустно, и сердце не радо (конец четвертой «строфы); И сердце простило, но сердце застыло, И плачет, и плачет, и пла­чет невольно (конец стихотворения). В данных поэтических фразах статальная доминанта представлена безлично-предикативными словами и глаголами. Как видим, в данном стихотворении статальная доминанта создается словами различных частей речи, при этом наблюдается грамматическая специализа­ция в рематическом оформлении состоянии природы и души.

Динамическая доминанта. Обычно она предстает в маске глаголов кон­кретного физического действия, деятельности, движения. Преобладают при. этом формы совершенного вида прошедшего времени. Рассмотрим для при­мера стихотворение Н. Гумилева «Самоубийство»:


Улыбнулась и вздохнула,

Догадавшись о покое,

И последний раз взглянула

На ковры и на обои.

Красный шарик уронила

На вино в узорный кубок

И капризно помочила

В нем кораллы нежных губок.

И живая тень румянца

Заменилась тенью белой,

И, как в странной позе танца

Искривясь, поникло тело.

И чужие миру звуки

Издалека набегают,

И незримый бисер руки,

Задрожав, перебирают.

На ковре она трепещет,

Словно белая голубка,

А отравленная блещет

Золотая влага кубка.


В данном стихотворении основную смысловую и текстообразующую функ­цию выполняют глаголы, в связи с чем можно говорить о динамической доминанте его коммуникативной организации. Здесь представлены глаголы активного физического действия и деятельности: глаголы движения (набега­ют, трепещет), внешнего выражения эмоций, жеста (улыбнулась и вздохну­ла, взглянула; искривись, поникло [тело]; [бисер руки], задрожав, перебира­ют), конкретного действия (уронила).

Качественная доминанта. Обнаруживается в текстовых фрагментах и текстах, содержащих характеризацию предметов, лиц, всего окружающего мира. При этом обычно преобладают прилагательные, оценочные существи­тельные, наречия. Текстовая функция характеризации может осложняться оце­ночной семантикой, направленной на мир. Например, у О. Мандельштама:

Звук осторожный и глухой

Плода, сорвавшегося с древа,

Среди немолчного напева

Глубокой тишины лесной...

Все это стихотворение, кроме начального слова звук, являет собой раз­вернутую многокомпонентную качественную рему, характеризующую звук сорвавшегося плода среди тишины. При этом характеризуется и сама лесная тишина, используются преимущественно прилагательные в образно-характе­ризующей функции.

В приводимом ниже стихотворении О. Мандельштама наряду с прилага­тельными в характеризующей функции (первая строфа) используются и эмотивные существительные с оценочными эпитетами (начало второй строфы), и метафорическое существительное (конец стихотворения):


Сусальным золотом горят

В лесах рождественные елки

В кустах игрушечные волки

Глазами страшными глядят.

О вещая моя печаль,

О тихая моя свобода

И неживого небосвода

Всегда смеющийся хрусталь.


Не только метафорический эпитет, метафора могут быть основой каче­ственной доминанты, но и образные развернутые сравнения, как, например, в стихотворении Давида Бурлюка:


Звуки на а широки и просторны,

Звуки на и высоки и проворны,

Звуки на у как пустая труба,

Звуки на о как округлость горба,

Звуки на е как приплюснутость мель

Гласных семейство смеясь просмотрел.


Чрезвычайно выразительны и экспрессивны произведения, в которых тематическая часть выносится в позицию заглавия, а весь последующий текст представляет собой развернутую многокомпонентную рему - см., например, стихотворение «Волна» Н. Минского:

Нежно-бесстрастная,

Нежно-холодная,

Вечно подвластная,

Вечно свободная.

Итак, в языке имеется набор языковых средств, способных выступать в ' качестве качественной текстовой доминанты, это прежде всего все признако­вые слова (прилагательные, существительные), а также образные средства.

Импрессивная доминанта. Этот тип рематической доминанты присущ текстам и текстовым фрагментам, выполненным в волюнтивном и реактив­ном регистрах, так как основная их особенность - выражение волеизъявления, побуждения к действию или выражение эмоционально-оценочного отноше­ния (эмотивы-регулятивы), эмоционального состояния говорящего (эмотивы-рефлексивы). Обычно подобные высказывания обладают эмоциональной и экспрессивной заряженностью.

Не везет тебе, Алеша!


Не везет, хоть тресни!

Не споешь ты, брат, хорошей

Разудалой песни!

Максим Горький

В искусстве рифм уловок тьма,

Но тайна тайн, поверь, не в этом:

От сердца пой - не от ума

Безумцем будь, но будь поэтом!


П. Якубович

Комбинированная доминанта. Данный тип организации текстовой се­мантики характеризуется последовательным соединением и чередованием в тексте двух и более рематических доминант. Это может быть статально-дина-мическая, статально-качественная, предметно-качественная доминанты и др. Для примера возьмем стихотворение М. Кузмина «Светелка»:


В твоей светелке чистый рай:

открыты окна, видна сирень,

а через сад видна река,

а там за Волгой темны леса.

Стоят здесь пяльца с пеленой,

шитье шелками и жемчугом,

в углу божница, подручник висит;

скамьи покрыты красным сукном,

а там за пологом видно постель,

вымытый пол так и блестит.

Тихонько веет в окно ветерок

и занавеску колышет слегка.

Сиренью пахнет, свечой восковой,

с Волги доносится говор и смех,

светло, привольно птицы кричат.

В твоей светелке чистый рай!


В данном стихотворении наблюдается переплетение предметной и статальной доминант, что позволяет поэту изобразить внутреннее психологичес­кое состояние лирического героя, вызываемое предметным миром.

В стихотворении И. А. Бунина «Слово» наблюдается комбинированная статально-импрессивная доминанта, подобный синтез доминант позволяет поэту наряду с символическим описанием глобального положения дел в мире явно выразить свою трчку зрения в поэтических фразах с импрессивной до­минантой:


Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь.


Приведенное ниже стихотворение Анны Ахматовой начинает поэтичес­кая фраза со статальной доминантой (Да, я любила их), а все последующие пять фраз представляют собой образную конкретизацию объекта - источника любви, рематической доминантой в них является предметно-качественная.


Да, я любила их, те сборища ночные, -

На маленьком столе стаканы ледяные,

Над черным кофеем пахучий, тонкий пар,

Камина красного тяжелый, зимний жар,

Веселость едкую литературной шутки

И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.


В стихотворении Н. Гумилева «Шестое чувство» наблюдается переплете­ние трех рематических доминант.


Прекрасно в нас влюбленное вино

И добрый хлеб, что в печь для нас садится.

И женщина, которою дано,

Сперва измучившись, нам насладиться.

Но что нам делать с розовой зарей

Над холодеющими небесами,

Где тишина и неземной покой,

Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.

Мгновение бежит неудержимо,

И мы ломаем руки, но опять

Осуждены идти все мимо, мимо.

Как мальчик, игры позабыв свои,

Следит порой за девичьим купаньем,

И, ничего не зная о любви,

Все ж мучится таинственным желаньем;

Как некогда в разросшихся хвощах

Ревела от сознания бессилья

Тварь скользкая, почуя на плечах

Еще не появившиеся крылья, -

Так век за веком - скоро ли, Господь? –

Под скальпелем природы и искусства

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая орган для шестого чувства



В этом стихотворении первая строфа содержит качественные рематичес­кие доминанты, во второй строфе импрессивная доминанта сопрягается со статальной, а последующие четыре строфы характеризуются статальной ре­матической доминантой, предстающей в данном тексте в различных лексико-грамматических масках.

Итак, анализ коммуникативной структуры текста предполагает выявление в ней комплекса признаков: необходимо определить тип коммуникативного регистра текста в целом, а также его фрагментов и дать описание тема-рема­тических структур и рематических доминант.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: