Постмодернизма код

Определяя код литературного течения постмодернизма, Д. Фоккема отмечает, что он является всего лишь одним из мно­гих кодов, регулирующих производство текста. Другие коды, на которые ориентируются писатели — прежде всего лингвистический код (естественного языка — английского, французского и т. д.), общелитературный код, побуждающий читателя про­читывать литературные тексты как тексты, обладающие высокой степенью когерентности, жанровый код, активизирующий у реципиента определенные ожидания, связанные с выбранным жанром, и идиолект писателя, который в той мере, в какой он выделяется на основе рекуррентных признаков, также может счи­таться особым кодом.

Из всех упомянутых, каждый последующий код все в возрас­тающей пропорции ограничивает действие предыдущих кодов, сужая поле возможного выбора читателя, однако при этом специ­фикой литературной коммуникации, подчеркивает Фоккема, явля­ется тот факт, что каждый последующий код способен одновре­менно оспаривать правомочность остальных кодов, создавая и оправдывая свой выбор языковых единиц и их организации, за­прещаемый остальными, более общими кодами. При этом и сами идиолекты отдельных писателей-постмодернистов вместе взятые должны, по мысли исследователя, в своем взаимодействии частич­но подтверждать, частично опровергать существование социолекта постмодернизма как целостного литературного течения. Таким образом, постмодернистский код может быть описан как система предпочтительного выбора тех или иных семантических и синтак-


[220]

сических средств (как система преференций), частично более ог­раниченного по сравнению с выбором, предлагаемым другими ко­дами, частично игнорирующего их правила.

Выделяя в качестве основополагающего принципа организации постмодернистского текста понятие && нонселекции (или квази­нонселекции), Фоккема стремится проследить его действие на всех уровнях анализа: лексемном, семантических полей, фразовых структур и текстовых структур. В числе наиболее заметных и час­то встречающихся в постмодернистских текстах лексем критик называет такие слова, как зеркало, лабиринт, карта, путеше­ствие (без цели), энциклопедия, реклама, телевидение, фото­графия, газета (или их эквиваленты на различных языках).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: