(Йунус, 106).
Аллах Всевышний также сказал:
«Не взывай же вместе с Аллахом к другому богу, чтобы не оказаться тебе среди наказываемых»
(Поэты (Аш-Шуаъра), 213).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Тот, кто умер, взывая к кому-то, кроме Аллаха, тот попадет в ад»,
(Об этом рассказал Аль-Бухари).
В. Является ли мольба и зов поклонением?
О. Да, мольба и зов являются поклонением. Всевышний Аллах сказал:
«И Владыка ваш говорит: «Взывайте ко Мне; Я отвечу на зов ваш. Но те, кто возгордились, от поклонения Мне, войдут в Ад презренными»
(Прощающий (Гафир), 60).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Мольба и зов — это поклонение».
(Об этом рассказал Ат-Тирмизи, назвав хадис хорошим и достоверным).
В. Слышат ли мертвые обращенный к ним призыв?
О. Нет, они этого не слышат. Всевышний Аллах сказал:
1. «И не можешь ты заставить слышать находящихся в могилах»
(Творец (Фатыр), 22).
2. «Только те отвечают, кто внимает. Что же касается мертвых, Аллах воскресит их, затем они возвратятся обратно к Нему»
(Скот (Аль-Анъам), 36).
В этом аяте имеются в виду неверные. Так как их сердца мертвы, то Аллах уподобил их мертвым людям.
3. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«У Аллаха есть ангелы, которые путешествуют по земле и передают мне приветствие от моей
Уммы».
(Этот хадис признал достоверным Аль-Хаким, и с ним согласился Аз-Захаби. Этот хадис приводит также Аль-Албани).
Если даже Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) слышал передаваемые ему приветствия только через ангелов, то другие тем более ничего слышать не могут.
4. Ибн Омар рассказывал: «Остановившись перед трупами убитых при Бадре язычников, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) воскликнул:
«Ну что, вы обрели то, что истинно обещал вам Владыка ваш?» Затем он добавил: «Они сейчас слышат то, что я говорю им». Когда об этом напомнили Аише, она добавила:
«Пророк сказал: «Они хорошо знают сейчас, что то, что я сказал им, является истиной». Затем она прочитала:
«Поистине, ты не можешь заставить мертвых слышать...»
(Муравьи (Ан-Намл), 80).
Каттада рассказал хадис Абу Талхи, смысл которого состоял в следующем:
«Аллах оживил их, чтобы они услышали его слова в знак порицания, унижения, наказания и сожаления».
(Об этом рассказал Аль Бухари в главе «Аль-Магази»).
Польза, извлекаемая из предыдущего хадиса:
1. То, что убитые язычники могли слышать, было временным явлением, так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Они слышат сейчас то, что я говорю им». Отсюда следует вывод, что после сказанного Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) они уже ничего не слышали, так как в хадисе Каттада рассказывал: «Аллах оживил их, чтобы они услышали его слова в знак порицания, унижения, наказания и сожаления».
2. Аиша поправила рассказ Ибн Омара, добавив, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не говорил слова «слышат», а сказал: «Они хорошо знают сейчас...» Аиша в подкрепление своих слов привела аят Корана:
«Поистине, ты не можешь заставить мертвых слышать...»
(Муравьи (Ан-Намл), 80).
3. Версии Ибн Омара и Аиши вполне можно согласовать между собой следующим образом:
— разумеется, мертвые слышать не могут, как об этом недвусмысленно сказано в Коране, но Аллах совершил чудо, воскресив убитых язычников для того, чтобы они услышали именно слова посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), обращенные к ним. Именно об этом и сказал Каттада, пересказывая этот хадис. И Аллаху лучше ведомо все.