Перечень упражнений

«Ищу друга»

Инструкция ведущего: - Каждый из вас сейчас может дать объявление о поиске друга. В этом объявлении нет ограничений на количество слов. Вы можете изложить весь список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, которыми он должен обладать, а можете рассказать о себе. Одним словом, делайте объявление таким, каким пожелаете. Следует только помнить, что объявлений о поиске друзей будет много и вам надо позаботиться, чтобы именно ваше привлекло внимание. Время на подготовку – десять минут.

Спустя отведенное время ведущий предлагает развесить листы на стенах. Подписывать их не нужно. Участники группы читают объявления. Каждый может нарисовать кружок на том объявлении, которое привлекло его внимание, и он готов связаться с его подателем.

- Теперь можно снять листы с объявлениями. Посмотрите, отозвались ли на ваше объявление. Посчитайте количество кружков на ваших листах. Пусть каждый по кругу назовет количество доставшихся ему выборов.

Ведущий предлагает обсудить вопросы:

Чем характеризуется объявление, получившее наибольшее число заинтересованных ответов?

Что помешало вам откликнуться на другие объявления? (Речь идет об объявлениях, не получивших ни одного выбора, - если такие окажутся.)

«Принятие себя»

Для этого упражнения потребуется каждому участнику лист бумаги и ручка. Нужно разделить лист на две половинки. Слева, в колонку «Мои недостатки», записать все то, что считаете своими недостатками именно сегодня, сейчас. На эту работу отводится пять минут. Затем напротив каждого недостатка запишите по одному своему достоинству, т.е. то, что можно противопоставить, чем вы и окружающие вас люди довольны уже сегодня, что принимают в вас. Запишите их в колонке «Мои достоинства». На второй этап работы вам отводится пять минут.

Мои недостатки Мои достоинства

1.

2.

3.

4.

5.

После этого проводится обсуждение по кругу.

«Ребенок внутри вас»

Это упражнение рекомендуется делать с закрытыми глазами и в расслабленном состоянии. Желательно, чтобы фоном была спокойная музыка. Далее мы предлагаем примерные слова ведущего.

«Представьте себя маленьким ребенком (5-6 лет). Загляните глубоко в глаза этому ребенку. Постарайтесь увидеть глубокую тоску и понять, что эта тоска по любви к вам. Протяните руки и обнимите этого маленького ребенка, прижмите его к своей груди. Скажите ему, как сильно вы его любите. Скажите, что вы восхищаетесь его умом, а если он делает ошибки, то это ничего, все их делают. Пообещайте ему, что вы всегда придете ему на помощь, если это будет необходимо. Теперь пусть ребенок сделается очень маленьким, величиной с горошину. Положите его к себе в сердце. Пусть он поселится там. Когда вы будете смотреть вниз, вы будете видеть его маленькое личико и сможете дать ему всю вашу, такую важную для него любовь.

Теперь представьте вашу маму, когда она была в возрасте 4-5 лет, испуганную и жаждущую любви. Протяните и ей свои руки и скажите, как вы ее любите. Скажите ей, что она может на вас рассчитывать, несмотря ни на что. Когда она успокоится и почувствует себя в безопасности, положите ее к себе в сердце.

А теперь представьте своего отца маленьким мальчиком 3-4 лет, он тоже чего-то очень боится и громко, безутешно плачет. Вы увидите слезы, которые градом катятся по его личику. Вы теперь знаете, как успокаивать маленьких детей. Прижмите его к своей груди и почувствуйте его дрожащее тело. Успокойте его. Пусть он почувствует вашу любовь. Скажите ему, что вы всегда будете рядом с ним. Когда его слезы высохнут, пусть он тоже станет, совсем крохотным. Положите его к себе в сердце вместе с вами и вашей мамой. Почувствуйте тепло, разливающееся по вашему телу, мягкость и нежность. Пусть это дорогое чувство начнет менять вашу жизнь».

«Восковая палочка»

Все участники тренинга встают в круг, плотно друг к другу. Один из участников встает в центр этого круга. Играющий в центре расслабляется, а остальные вытягивают руки перед собой и покачивают из стороны в сторону центрового, поддерживая его и не давая упасть. По желанию можно проделать это упражнение с несколькими участниками или со всеми. Далее все садятся в круг, и проводится обсуждение. Вопрос всем: кто действительно смог расслабиться, снять зажимы, не побоялся упасть, кто доверился участникам?

«Спички»

Упражнение проводится в парах. Каждому участнику выдается по десять спичек. Люди садятся в каждой паре спиной друг к другу. Один является ведущим, другой выполняет его инструкции. Ведущий в паре из этих спичек выстраивает фигуру и пытается объяснить это другому. В результате фигуры должны быть одинаковыми. Потом участники меняются ролями. В конце проводится обсуждение.

«Без маски»

В круг кладутся карточки. Каждый участник должен брать по очереди карточку и сразу продолжать то, что в ней написано.

Варианты содержания карточек:

Ø Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…

Ø Особенно мне не нравится, когда…

Ø Мне знакомо острое чувство одиночества. Помню…

Ø Бывало, что близкие люди вызывали у меня почти ненависть. Однажды, когда…

Ø Однажды меня очень напугало то, что…

Ø В незнакомом обществе я, как правило, чувствую…

Ø У меня немало недостатков, например…

Ø Даже близкие люди иногда не понимают меня. Однажды…

Ø В обществе лиц противоположного пола я обычно чувствую себя…

Ø Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно, я…

Ø Мне случалось проявить трусость. Однажды помню…

Ø Особенно меня раздражает то, что…

Ø Дайте мне стакан чаю…

«Мой портрет (я глазами группы)»

Каждый из участников по мере психологической готовности пытается выразить свои предположения о том, каким его представляет (воспринимает) группа, каким в целом является групповое чувство по отношению к нему.

Группа выступает в роли коллективного эксперта, но поправляет участника только в случае очень сильного расхождения с действительным восприятием группой этого человека.

«Прокурор и адвокат»

Группа делится на две подгруппы (адвокаты и прокуроры), которые рассаживаются в виде полукруга друг напротив друга. Один участник садится в центр. Задача адвокатов – говорить об этом человеке только хорошее, прокуроров – только плохое. Главное – психологическое обоснование позиции и тех, и других!!!!! При смене участника в центре – меняются местами «прокуроры» и «адвокаты».

«Горячий стул»

Любой участник группы (по желанию) садится в круг и просит всех остальных участников (или нескольких по выбору) дать ему обратную связь. Задача членов группы – говорить искренне.

«Чемодан»

Один из участников выходит. Ему собирают в дальнюю дорогу «чемодан» (то, что, по мнению группы, помогает в общении + остальные положительные характеристики, которые группа особенно ценит в нем + то, что мешает ему, в чем отрицательные проявления, с чем необходимо активно бороться). Необходимо дать по 5-7 характеристик. Список зачитывается участнику. У него есть право на один вопрос.

Музыкальная пауза.

Участник заключает «контракт с самим собой»:

1) Что нового о себе узнал во время занятий группы?

2) Что нового я узнал о других?

3) Что я хотел бы изменить в себе по итогам работы в группе?

4) Каким образом я собираюсь это сделать?

«Комплименты».

Все участники группы становятся в два круга, образуя внешний и внутренний круг, лицом друг к другу. Стоящие лицом друг к другу образуют пару. Первый член пары оказывает искренний знак внимания партнеру, стоящему напротив, то есть говорит ему что-нибудь приятное. Тот отвечает: «Да, конечно, но кроме этого я еще и…» (называет то, что он в себе ценит и считает, что заслуживает за это знаков внимания). Знаками внимания могут быть отмечены поступки, навыки, внешность и др. Затем партнеры меняются ролями, после чего делают шаг влево и таким образом образуют новые пары. Все продолжается до тех пор, пока не пройдет полный круг.

Выполнив упражнение, участники обмениваются впечатлениями.

«Три плана».

Упражнение выполняется в парах. Члены пары садятся друг против друга и закрывают глаза на одну минуту. Задача участников упражнения как можно полнее почувствовать и осознать свои мышечные зажимы, болевые ощущения, напряжения и т.д. Через минуту они рассказывают друг другу об этом, начиная словами: «Во внутреннем плане я ощущал…»

После этого они передают те мысли, которые сопровождали вышеописанные ощущения, начиная со слов: «В это время я думал…»

Результаты упражнения обсуждаются в кругу.

«Ассоциации».

Участники сидят в кругу, в центре которого стоит пустой стул (лучше вертящийся). Ведущий спрашивает участников, кто сегодня нуждается в поддержке. Желающий садится в круг и поворачивается поочередно к каждому из участников по часовой стрелке. Тот, напротив кого он оказался, говорит фразу, начинающуюся со слов: «(Имя), ты напоминаешь мне…(далее идет ассоциация, образ из мира растений, музыки, предметов, времен года, всего, что угодно, но без указаний на черты характера и без оценок). Пройдя круг и молча выслушав все ассоциации, участник группы называет одну или две, которые ему показались наиболее удачными или неудачными.

Если есть необходимость или время в круг садится следующий участник.

«Слепец и поводырь»

Участники встают и с закрытыми глазами ходят по комнате в разные стороны в течение 3-4 минут. Потом они открывают глаза и делятся по парам. Один закрывает глаза, а другой водит его по комнате, дает возможность коснуться различных предметов, помогает избежать столкновений с другими парами. Затем они меняются ролями. После проведения упражнения проводится обсуждение. Какие возникали трудности и возникали они вообще? В какой роли больше понравилось быть?

Вышеприведенные упражнения могут быть использованы для разных целей. Например, упражнение «слепец и поводырь» может быть использовано для обогащения сенсорного опыта; также по результатам этого упражнения можно судить о степени доверия каждого участника к окружающим и склонности человека брать на себя ответственность не только за свои действия, но и за действия других людей.

Опираясь на опыт нашей практической деятельности, мы можем говорить о том, что коммуникативный тренинг является одним из самых эффективных методов работы, применяемых в деятельности.

Результатами работы в этом тренинге являются формирование у людей адекватной самооценки, уверенности в собственных силах, расширение коммуникативных возможностей, выработка более активной жизненной позиции.

«Односторонний контакт»

Цель — овладение навыками вступления в контакт и выяв­

ление признаков контакта (20 мин).

Стимульный материал: карточки с заданием.

Ситуация 1. Вас пригласил на беседу преподаватель. Вы не

знаете, о чем пойдет речь, но у его кабинета видите другого

студента, у которого, может быть, можно прояснить ситуацию.

Ситуация 2. Вы пришли на пересдачу экзамена. Обрати­

тесь к студенту из другой группы (так как из вашей группы

никого нет) и узнайте, какие вопросы задает в основном препо­

даватель.

Ситуация 3. Вы покупаете газету в киоске и завязываете

разговор с продавцом о квартирах, сдающихся поблизости.

Ситуация 4. Вы хотите купить булочку в буфете. Заведите

разговор с продавцом о высококачественных и свежих продук­

тах, чтобы он указал вам на свежий товар.

Ситуация 5. Вы приехали в другой город. Покупая журна­

лы, узнайте у продавца, какие культурные центры он вам посо­

ветует посетить.

Ситуация 6. Вы обедаете в столовой. Обсудите с соседом по

столику последние новости, происходящие в мире.

Ситуация 7. Вы пришли поработать в библиотеку. Спросите

у человека, сидящего рядом, как пройти в ближайший хлеб­

ный магазин.

Ситуация 8. Вы сидите в парикмахерской. Поговорите с

сидящим рядом с вами человеком о том, где вечером можно

развлечься.

Ситуация 9. Вы стоите на остановке и ждете свой автобус.

Поговорите со стоящим рядом человеком о том, как доехать до

соседнего города.

Ситуация 10. Вы пришли покупать ткань для костюма. По­

корите с продавцом о новинках в мире моды, узнайте, что

сейчас носят.

Каждому члену группы дается ситуация. Участник выбира­

ет себе партнера и разыгрывает указанную ситуацию. Партнер

не знает ситуации, и его необходимо ввести в курс дела и вы­

полнить задание ситуации. Участникам каждой пары при об­

суждении задаются вопросы:

• Как вы поняли, что хотел от вас партнер?

• Испытали ли вы напряжение?

• Удалось ли вступить в контакт?

Обсуждение ситуаций контакта способствует выходу на по-

ятие уверенного эффективного общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: