Коммуникативный дизайн

Дизайн это проектная деятельность, включающая различные области, каждая из которых решает конкретные задачи. Проектированием информационной среды занимается коммуникативный дизайн.

Схемы городов.

Коммуникация вообще - это обмен информацией посредством определенной системы символов. В переводе с латыни коммуникация - делаю общим, связываю, общаюсь. К коммуникации как таковой можно отнести достаточно широкий спектр - от путей сообщения (связь, транспорт, и д.р.) до общения как передачи информации от человека к человеку в процессе деятельности.

Транспортные пути.

Коммуникативный дизайн - направление дизайна связанное с разработкой и использованием систем символов в связи с изменяющимися требованиями современной промышленности и общества.

Фрагмент коммуникативной среды.

Основная задача, решаемая коммуникативным дизайном –организация коммуникативных сообщений визуально-графическими средствами.

Коммуникация в привязке к архитектуре.

Таким образом, основное направление деятельности дизайнера-графика это визуально-графическая коммуникация. Это особое социальное взаимодействие, имеющее эмоциональный подтекст и построенное на основе визуально-графического языка. Визуально-графический язык, как средство общения, строится на условных графических изображениях, знаках, символах. С его помощью передается такая информация как сигналы ориентации, предупреждения, опасности, рекламы и прочее. Совокупность элементов визуально-графического языка составляет так называемый алфавит графических символов. Такой алфавит разрабатывается для каждого проекта индивидуально, но может нести характер универсальности в случае проектирования сложной общественной среды. Соединение элементов в единое сообщение - визуально-графический текст - задает определенную программу действий.

Основная функция коммуникативного дизайна заключается в организации информационной среды, позволяющей достичь социальной общности. При этом сохраняется индивидуальность элементов визуально-графического языка.

Указатель, выполненный в соответствии со средой.

Индивидуальность коммуникативных знаков.

К функциям визуально-графической коммуникации относятся: управленческая, информативная и фактическая (связанная с установлением контактов).

Организация среды средствами визуально-графической коммуникации.

Коммуникативные сообщения могут быть: побудительные (убеждения, внушение, приказ, просьба); информативные (передача реальных или вымышленных сведений); экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания); фактические (установление и поддержка контакта).

Предупреждающий знак.

Составление подобных сообщений непростая задача. Информация должна быть подана таким образом, чтобы не возникало предубеждений, отторжения, недоверия со стороны человека или группы людей. Это так называемые коммуникативные барьеры - психологические препятствия на пути распространения и принятия визуально-графической информации, возникающих по разным причинам (социальные, нравственные и другие различия между людьми). К таким барьерам можно отнести и языковой.Поэтому в основе коммуникативного дизайна лежит изучение процессов восприятия, психологии, социологии и прочее.Цель – обеспечить максимально благоприятную связь между источником информации и ее адресатом.

Эффективность визуально-графической коммуникации заключена не только в графически и эстетически правильной подаче информации, но и в расположении ее в нужном месте с учетом особенностей среды в целом и местоположения конкретного знака в частности. Каждое визуальное сообщение системы ориентирования должно работать без дополнительных текстовых и звуковых пояснений.

Знак в городе.

Знаки, идентификаторы, указатели и другие входящие в систему элементы должны передавать информацию понятно, однозначно и лаконично.

Лондонские указатели.

Требования к таким изображениям близки к требованиям знаковости.Они должны быть читабельны, различимы, легко запоминаемы (для дальнейшей идентификации), контрастны. При серийном проектировании знаков применяется модульная сетка. Цветовое кодирование должно быть основано на ограниченном количестве цветов (например, красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый). Значение имеет также расположение знаков и возможное дополнительное техническое обеспечение, такое как, например, подсветка.

В качестве элементов коммуникативного дизайна могут выступать: символы, пиктограммы, схемы, стрелки, различные указатели и знаки.Условно они могут быть поделены на внешние и внутренние (относительно внешней и внутренней среды).

Внешний и внутренний знаки.

Грамотно разработанный дизайн позволяет одновременно сосуществовать множеству элементов, составляющих эффективно работающую коммуникативную среду.

В учебном процессе, при изучении вопросов визуально-графической коммуникации, студенты выполняют проекты информационных сред и ее элементов. Это может быть система пиктограмм, указателей, схем различного назначения. Каждая разработка выполняется в соответствии со средовым контекстом, требованиями знаковости.

К.Лукьянов Проект для МПГУ. Элемент внешней коммуникативной среды. Учебная работа.

Контрольные вопросы.

1. Что такое коммуникативный дизайн?

2. В чем заключается основная функция коммуникативного дизайна?

3. На чем основан визуально-графический язык?

4. Какими могут быть коммуникативные сообщения?

5. Что такое коммуникативный барьер?

Тестовый вопрос.

Основной задачей визуально-графического текста является:

А. Предупреждающее сообщение?

Б. Установление контактов?

В. Сообщение программы действий?

Г. Возбуждение эмоционального переживания?

В чем заключается основная функция коммуникативного дизайна:

А. В организации информационной среды, позволяющей достичь социальной общности?

Б. В сохранении индивидуальности отдельныхвизуально-графических языков?

В. В информационном обеспечении определенных жизненных процессов?

Г. В едином стилевом решении знаковых систем?

Какие коммуникативные сообщения по функциональному назначению предназначены для установления и поддержки контактов:

А. Побудительные?

Б. Информативные?

В. Экспрессивные?

Г. Фактические?

Практическое задание.

Выполнить проект элементов визуально-графической коммуникации. Разработка должна включать серию внутренних знаков-указателей для учебного заведения (вход-выход, учебные аудитории, библиотека, столовая, охрана, гардероб, лифт, аптека и др.). Серия должна состоять из восьми-десяти элементов. Применение цветовой кодировки желательно. Итоговое решение выполняется в черно-белом и цветовом решении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: