Сергеева Кристина Владимировна
К.пс.н., доц. Кафедры «Психология» ВлГУ
Тренинг тренеров
Ступень 4. Коммуникативный тренинг
Содержание
1. Понятие общения и коммуникации. Структура общения.
2. Цель, задачи и этапы тренинга.
3. Информационный блок тренинга.
4. Методический материал.
5. Литература к тренингу.
Понятие общение и коммуникации. Структура общения.
Общение представляет собой процесс взаимодействия двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера.
Обычно к структуре общения относят:
- коммуникативно-информационный компонент, означающий прием и передачу сообщений и предполагающий обратную связь, в основе которого лежит психологический контакт;
- познавательный аспект, основанный на процессе восприятия и понимания людьми друг друга;
- интерактивную сторону, связанную с процессом воздействия, поведения (данную сторону называют еще и контактной).
Соответственно, в научном смысле, коммуникация – это один из компонентов общения, акцентированный на обмене информацией. Однако, следует учитывать, что деление общения на составные части достаточно условно. В реальной жизни коммуникация это единый процесс, в котором одновременно протекают и коммуникация (обмен информацией), и интеракция (взаимодействия) и перцепция (восприятие людьми друг друга).
|
|
Коммуникативные тренинги одни из самых заказываемых в настоящее время. Однако, при подготовке тренеру следует скрупулезно подойти к прояснению запроса клиента, так как под понятием «коммуникативный тренинг» заказчики могут понимать что угодно. Обычно при составлении программы этого тренинга отталкиваются от описанной выше структуры и, в зависимости от запроса, делают больший акцент на как-либо из сторон.
Классический коммуникативный тренинг предполагает обучение техникам передачи информации (вербальными и невербальными способами). Второй компонент (интеракция) наиболее ярко выражен в тренинге влияния, который можно провести отдельно или как составную часть коммуникативного тренинга. Познавательный аспект интеракции, как самостоятельный трениенг рассматривается довольно редко.
Цель, задачи и этапы тренинга
Признак | Содержание |
1. Цель | Развитие коммуникативной компетенции |
2. Задачи | 1. Формирование представлений о структуре коммуникации. 2. Создание мотивации использования эффективных приемов коммуникации. 3. Развитие представлений о себе, основных ошибках при общении. 4. Овладение техниками активного слушания. |
3. Этапы | 1. Социальная перцепция: · структура и механизмы социальной перцепции; · восприятие со стороны. 2. Невербальная коммуникация: · элементы невербальной коммуникации; · отработка способов невербальной коммуникации. 3. Вербальная коммуникация: · искажение вербальной коммуникации; · техники активного слушания. 4. Интеракция (тренинг влияния) |