Психологического тренинга

В настоящее время психологический тренинг интен­сивно развивается как метод и научно-практическое на­правление. По проблемам психологического тренинга, осо­бенно его групповым формам, издана обширная литерату­ра, накоплен большой эмпирический материал.

Психологический тренинг и его элементы во все большей степени проникают в практику, в область профес­сиональной деятельности, охватывая все стороны ее психо­логического обеспечения.

Цель психологического тренинга - достижение разно­образных изменений психологических, социально-психологических и других характеристик человека, группы и организации.

Тренинг применяется в работе с детьми и подростками (Ковалев, 1993; Дружинин, 1994), в подготовке профессио­налов различных специальностей (Cooper, 1979; Алексеев, Петров, 1983; Регуш, 1988; Абрамова, 1990; Грачева, 1992; Осухова, 1992;.Филонов, 1992; Третьяков, 1993; Парыгин, 1994; Тимофеев, 1994; Цветкова, 1994; Кислова, 1995; Кости­на, 1995; Меновщиков, 1995; Сидоренко, Хрящева, 1995; Маринина, Коростылева, 1996; Немичева, 1996) в решении профессиональных задач групп и организационном разви­тии (Campbell, Dunette, 1968; Campbell, 1977; Francis, Young, 1979; Ковальчук, Петровская, 1982; Коряк, Шаляпин, 1983; Ковалев, 1989; Михайлова, 1990; Furnham, Gunter, 1992), в спорте (Алексеев, 1967; Минин, 1995), а также для развития личности и разрешения личностных проблем (Ахола, Фур­ман; 1996; Бондаренко, 1993; Емельянов, 1991; Захаров, Хрящева, 1989; Ковалев, 1991; Натаров, 1990; Рудестам,

8 Макшанов С.И.

1990; Ферруччи, 1992; Alberti, Emmons, 1970; Bask, 1972; Gibb, 1972; Grave, 1988).

Усиливаются признаки институциализации психоло­гического тренинга как метода: с 1992 г. в России аккреди­тована специальность и ведется подготовка практических психологов с присвоением квалификации «Ведущий групп социально-психологического тренинга» при СПбГТУ; тре­нинг включен в учебные программы и тематические планы факультетов психологии, педагогических институтов, школ менеджеров; созданы профессиональные ассоциации спе­циалистов в области тренинга (Американская Ассоциация Тренеров, Санкт-Петербургская ассоциация тренинга и пси­хотерапии и др.).

В «Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Феде­рации», утвержденном 27 сентября 1996 г., психологический тренинг включен в группу основных методов психологиче­ской поддержки (1996).

Столь динамичное развитие метода объясняется рас­тущей потребностью в прикладном, практическом примене­нии психологического знания, в создании «средств психиче­ского развития человека» (Ломов, 1991. С. 129). Так как сис­тема профессионально важных качеств, знаний, навыков и умений детерминируется доминирующими методами труда и подготовки, то возможности тренинга по преодолению ограничений, накладываемых на профессиональную дея­тельность традиционными методами обучения и устарев­шими алгоритмами деятельности, востребуются во все большей степени. Выступая в качестве мостика между без­условно необходимыми, но тем не менее «перцептивно пус­тыми» теоретическими знаниями и практикой, давая воз­можности для изменений на уровне личности и субъекта труда, которые создаются в первую очередь контекстом дея­тельности, тренинг оказывается существенным элементом психологического обеспечения профессиональной деятель­ности. В то же время применение психологического тренин­га, особенно для психологического обеспечения профессио­нальной деятельности, на наш взгляд, не имеет системати­зированной и обоснованной теоретической базы.

Психология тренинга 9

Деятельность практиков в области тренинга опирается на самые разнообразные концептуальные основания - от религиозно-философских до здравого смысла. В то же время эффективность теоретических концепций, используемых в тренинге, и основанных на них программ и методических средств существенно ограничена. Возникает ситуация, когда личностные, групповые, организационные и связанные с ними профессиональные потребности человека, группы или организации в психологическом тренинге попадают в зави­симость от концептуальных приоритетов тренера, который придерживается избранного им теоретического направле­ния, не всегда учитывая при этом конкретные нужды заказ­чика и специфику ситуации, либо опирается на интуитивно установленные или эклектические теоретические основания.

Для нас очевидна значимость разработки теоретиче­ских основ психологического тренинга, сущность и цели ко­торого сфокусированы на создании возможностей для кон­структивных изменений на уровне отдельного человека как личности и субъекта профессиональной деятельности, груп­пы и организации; систематизации, обобщения и развития его методологических и практических аспектов.

Исследование метода, предполагающего достижение преднамеренных изменений человека, группы и организа­ции выходит за инструментальные рамки и тесно соприка­сается с областью экзистенциальных ценностей и этических нормативов, требует установления закономерностей психо­логических феноменов, подлежащих изменению в тренинге, определения механизмов изменения, детальной разработки методических средств психологического тренинга.

Все это побуждает к анализу философского и психоло­гического подходов к изменению психического, выделению понятий, позволяющих адекватно описывать тренинг как метод преднамеренных изменений, определению инвари­антных метакритериев отбора и оценки теоретических ос­нований для различных программ психологического тре­нинга, которые применимы для их экспертизы и реализации на теоретическом, прикладном и практическом уровнях.

10 Макшанов С.И.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: