В настоящее время психологический тренинг интенсивно развивается как метод и научно-практическое направление. По проблемам психологического тренинга, особенно его групповым формам, издана обширная литература, накоплен большой эмпирический материал.
Психологический тренинг и его элементы во все большей степени проникают в практику, в область профессиональной деятельности, охватывая все стороны ее психологического обеспечения.
Цель психологического тренинга - достижение разнообразных изменений психологических, социально-психологических и других характеристик человека, группы и организации.
Тренинг применяется в работе с детьми и подростками (Ковалев, 1993; Дружинин, 1994), в подготовке профессионалов различных специальностей (Cooper, 1979; Алексеев, Петров, 1983; Регуш, 1988; Абрамова, 1990; Грачева, 1992; Осухова, 1992;.Филонов, 1992; Третьяков, 1993; Парыгин, 1994; Тимофеев, 1994; Цветкова, 1994; Кислова, 1995; Костина, 1995; Меновщиков, 1995; Сидоренко, Хрящева, 1995; Маринина, Коростылева, 1996; Немичева, 1996) в решении профессиональных задач групп и организационном развитии (Campbell, Dunette, 1968; Campbell, 1977; Francis, Young, 1979; Ковальчук, Петровская, 1982; Коряк, Шаляпин, 1983; Ковалев, 1989; Михайлова, 1990; Furnham, Gunter, 1992), в спорте (Алексеев, 1967; Минин, 1995), а также для развития личности и разрешения личностных проблем (Ахола, Фурман; 1996; Бондаренко, 1993; Емельянов, 1991; Захаров, Хрящева, 1989; Ковалев, 1991; Натаров, 1990; Рудестам,
|
|
8 Макшанов С.И.
1990; Ферруччи, 1992; Alberti, Emmons, 1970; Bask, 1972; Gibb, 1972; Grave, 1988).
Усиливаются признаки институциализации психологического тренинга как метода: с 1992 г. в России аккредитована специальность и ведется подготовка практических психологов с присвоением квалификации «Ведущий групп социально-психологического тренинга» при СПбГТУ; тренинг включен в учебные программы и тематические планы факультетов психологии, педагогических институтов, школ менеджеров; созданы профессиональные ассоциации специалистов в области тренинга (Американская Ассоциация Тренеров, Санкт-Петербургская ассоциация тренинга и психотерапии и др.).
В «Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации», утвержденном 27 сентября 1996 г., психологический тренинг включен в группу основных методов психологической поддержки (1996).
Столь динамичное развитие метода объясняется растущей потребностью в прикладном, практическом применении психологического знания, в создании «средств психического развития человека» (Ломов, 1991. С. 129). Так как система профессионально важных качеств, знаний, навыков и умений детерминируется доминирующими методами труда и подготовки, то возможности тренинга по преодолению ограничений, накладываемых на профессиональную деятельность традиционными методами обучения и устаревшими алгоритмами деятельности, востребуются во все большей степени. Выступая в качестве мостика между безусловно необходимыми, но тем не менее «перцептивно пустыми» теоретическими знаниями и практикой, давая возможности для изменений на уровне личности и субъекта труда, которые создаются в первую очередь контекстом деятельности, тренинг оказывается существенным элементом психологического обеспечения профессиональной деятельности. В то же время применение психологического тренинга, особенно для психологического обеспечения профессиональной деятельности, на наш взгляд, не имеет систематизированной и обоснованной теоретической базы.
|
|
Психология тренинга 9
Деятельность практиков в области тренинга опирается на самые разнообразные концептуальные основания - от религиозно-философских до здравого смысла. В то же время эффективность теоретических концепций, используемых в тренинге, и основанных на них программ и методических средств существенно ограничена. Возникает ситуация, когда личностные, групповые, организационные и связанные с ними профессиональные потребности человека, группы или организации в психологическом тренинге попадают в зависимость от концептуальных приоритетов тренера, который придерживается избранного им теоретического направления, не всегда учитывая при этом конкретные нужды заказчика и специфику ситуации, либо опирается на интуитивно установленные или эклектические теоретические основания.
Для нас очевидна значимость разработки теоретических основ психологического тренинга, сущность и цели которого сфокусированы на создании возможностей для конструктивных изменений на уровне отдельного человека как личности и субъекта профессиональной деятельности, группы и организации; систематизации, обобщения и развития его методологических и практических аспектов.
Исследование метода, предполагающего достижение преднамеренных изменений человека, группы и организации выходит за инструментальные рамки и тесно соприкасается с областью экзистенциальных ценностей и этических нормативов, требует установления закономерностей психологических феноменов, подлежащих изменению в тренинге, определения механизмов изменения, детальной разработки методических средств психологического тренинга.
Все это побуждает к анализу философского и психологического подходов к изменению психического, выделению понятий, позволяющих адекватно описывать тренинг как метод преднамеренных изменений, определению инвариантных метакритериев отбора и оценки теоретических оснований для различных программ психологического тренинга, которые применимы для их экспертизы и реализации на теоретическом, прикладном и практическом уровнях.
10 Макшанов С.И.