тренинговых групп

      Помощь в иссле­довании и реше­нии психологи­ческих проблем   Группы реше­ния психоло­гических про­блем
       
  Улучшение пси­хического здоро­вья   Группы пси­хического здо­ровья и каче­ства жизни
     
   
Цели группо­вой работы в тренинге   Изучение психо­логических ос­нов общения   Группы соци­ально-психо­логического тренинга
   
         
   
  Развитие само­сознания с целью самоизменения и коррекции пове­дения   Группы тре­нинга раз­вития само­сознания
   
     
  Содействие лич­ностному росту и саморазвитию   Группы лич­ностного роста
     

Рис. 3. Основные цели тренинговой работы.

Ответ на второй вопрос предполагает наличие:

• требуемого уровня квалификации психолога как группового тре­
нера, то есть его подготовленность к ведению тренинговых за­
нятий;

• помещения для проведения таких занятий и его достаточную
оснащенность;

• группы людей (подростков), желающих принять участие в подоб­
ной работе;

• тщательно разработанной программы тренинга.

Подготовленность психолога к проведению тренинга чает не только знакомство с теоретическими основами разно образных тренинговых методов, но и обязательно личный опыт многократного участия в психологических тренингах разных типов, а также ведения групп хотя бы в роли ассистента.

Важно также желание учащихся стать членами тренинго-вой группы. Добровольность участия является необходимым профессионально-этическим требованием. Поэтому, пригла­шая на тренинг потенциальных участников, психолог дол­жен доступно объяснить цели такой работы и ее формы, сфор­мировать у них мотивацию к этой деятельности. Нельзя тре­бовать от учащихся обязательной явки на тренинговые занятия. Для детей до 14 лет необходимо разрешение родите­лей на участие в тренинге.

Перед началом занятий психолог должен подготовить про­грамму психологического тренинга. Разумеется, эта программа является только ориентиром, поскольку в процессе работы не­избежны отступления от заготовленных сценариев, иногда — кардинальные изменения стратегии ведения группы. Разра­ботанную психологом программу следует обсудить с более опытными коллегами (возможно, потребуется ее утвержде­ние районным (окружным) методическим советом по психо­логии или администрацией школы при условии, что руково­дитель достаточно профессионально подготовлен в области психологии). По окончании занятий программа может быть пересмотрена и уточнена, а как прошедшая апробацию — ут­верждена окончательно.

И.В. Бачков предлагает примерную структуру программы психологического тренинга в школе:

название программы и имя разработчика;

пояснительная записка (обозначаются цели и задачи, обосно­
вывается содержание программы и используемые методы, рас­
крываются основные теоретические положения, указываются
организационные условия проведения занятий и общее количе­
ство часов);

тематический план занятий (номера и названия тем, примерное
количество занятий и часов);

структура занятий (выделяются и кратко описываются этапы каж­
дого занятия);

содержание тренинга (это основная часть программы; представ­
ляются сценарные планы всех занятий с достаточно подробным
описанием используемых упражнений, игр, психотехник и т.п.);

список используемой литературы.

До завершении тренинга психологу следует проанализиро­вать свою работу, учесть ошибки и достижения, обобщить на­копленный опыт. По-видимому, полезным может стать написа- «Анализа реализации программы тренинга...», в котором у раскрыть особенности протекания группового процесса, уделить успешные и неуспешные моменты работы, оценить эффективность разработанной программы и сделать выводы.

Для облегчения проведения такого анализа представляет­ся целесообразной постоянная фиксация важных впечатле­ний и замечаний в течение всего периода реализации про­граммы. Необходимо анализировать итоги каждого занятия сразу по его завершении.

Подводя итоги каждого проведенного тренингового заня­тия, нужно использовать какую-либо схему, бланк, регуляр­ное заполнение которого позволит ведущему накапливать важ­ный и интересный материал, который пригодится, помимо итогового анализа, для составления аналитических справок и отчетов. Использование подобного бланка не следует пу­тать с регистрацией содержания тренинговой программы в соответствующем разделе журнала (отдельном журнале). При регистрации не проводится анализ, а только отмечаются за­нятия и их темы в соответствии с принятыми разделами жур­нала (см. раздел VII).

В схеме анализа могут присутствовать следующие разде­лы, в которых можно кратко привести необходимые поясне­ния и рассуждения.

1. Тема занятия и время проведения.

2. Участники занятия (краткое обобщенное описание группы и ее
особенностей, если таковые имеются).

3. План занятия (проводимые упражнения, методики, тесты). Здесь
необходимо отметить как запланированное (в соответствии с
целями и задачами), так и реально проведенное. При значитель­
ном расхождении запланированного и проведенного желатель­
но описать причины того, что получилось и собственные действия
для реализации намеченных при планировании целей.

4. Наиболее удачные упражнения и психотехники. Желательно от­
метить условия, при которых эти упражнения так хорошо полу­
чились (например, хорошая мотивация группы, внезапно прогля­
нувшее солнце, которое улучшило настроение, удачная шутка
ведущего или одного из участников группы и т.п.).

5- Неудавшиеся упражнения и психотехники. Здесь тем более не­обходимо отметить характерные ошибки, допущенные специа­листом, которые, по его мнению, и послужили причиной неудач, а также другие возможные причины. Необходимо привести пред. ложения по предотвращению подобных ошибок в будущем.

6. Интересные случаи, незапланированно возникшие на занятии
Желательно привести собственное объяснение подобных ситу­
аций, возможные причины происшедшего, возможность/невоз­
можность планирования подобных ситуаций в дальнейшей ра­
боте.

7. Особенности поведения участников. Желательно хотя бы крат­
ко описать динамику поведения и характерные особенности,
отметить возможные личностные и эмоциональные характе­
ристики участников, послужившие причиной такого поведения.
Отметить положительный или отрицательный характер про­
изошедшего.

8. Ошибки, которые следует учесть. Их характер и связь с интел­
лектуальными или личностными особенностями участников.

9. Важные достижения, методические находки.

10. Краткое подведение итогов занятия с выводами и дальнейшим
планированием занятий по итогам проведенного.

Такой развернутый анализ каждого занятия не нужен. Необ­ходимо описать лишь особенные случаи, выделяющиеся харак­теристики каждого занятия и свои соображения по этим пово­дам. Все это если и не пригодится в годовом аналитическом отчете, то, по крайней мере, в значительной степени послужит повышению квалификации, структурированию рефлексии спе­циалиста, а в конечном итоге повысит эффективность дальней­шей работы.


* В данном виде программа ФПП может быть использована в деятельности психолога коррекционной школы V вида.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: