■ Задание 1. Отметьте знаком (+) фразы, которые, на ваш взгляд, способствуют эффективному общению, знаком (-) фразы, которые являются помехами и возникают из-за неумения слушать. Объясните ваш выбор.
1. «Ну-ка повторите еще раз! Я не понял, о чем это вы!».
2. «Что за глупость вы говорите!».
3. «Я вас не понял. Не повторите ли еще раз».
4. «Как я понимаю, вы думаете (считаете, хотите и т.д.)...».
5. «Это неправильно...».
6. «По вашему мнению...»
7. «Другими словами, вы считаете...».
8. «Кто это вас надоумил?».
9. «Эх, и умный же ты! Но со мной твои шутки не пройдут!».
10. «То, что вы сказали, может означать...».
11. «Вероятно, вы думаете, что...».
■ Задание 2. Сформулируйте приемы активного слушания (используйте имеющуюся информацию, тест «Умеете ли вы слушать?»).
Публичное выступление. Монолог
Хорошую речь хорошо и слушать.
Пословица
Устная речь может быть монологической или диалогической. Уже сейчас (на учебных занятиях, на собраниях) вам приходится выступать с различными сообщениями и докладами - монологами. Вспомните, всегда ли они удачные? Всегда ли вам удавалось увлечь слушателей своими выступлениями?
|
|
Вы скоро вступите в трудовую жизнь, вам еще чаще придется выступать перед людьми: этого потребует ваша профессия или участие в общественной жизни коллектива. Возможно, вашим основным видом деятельности станет бизнес, где умение вести деловой разговор является одним из наиболее важных условий коммерческого успеха. К этому нужно готовиться. Ораторами не рождаются, ими становятся. Овладеть основами искусства устного публичного выступления способен каждый из вас.
Упражнение 1.
Запишите кратко ситуации, когда вы выступаете с сообщениями, докладами.
Особенности монологического высказывания
Монологические выступления могут быть заранее подготовленными (доклад, сообщение, отчет) или импровизированными (ответы на вопросы, обсуждение проблемы).
Чтобы говорить убедительно в любой ситуации, необходимо определить цель высказывания, которая соответствует аудитории, ситуации.
Основные характеристики хорошего выступления:
- определение цели выступления (проинформировать, убедить, развлечь);
- четкое представление о теме, основной мысли и построении высказывания;
- содержательность и ясность высказывания.