XYZ - это инструмент, позволяющий разделить продукцию по степени стабильности продаж и уровня колебаний потребления.
Метод данного анализа заключается в расчете каждой товарной позиции коэффициента вариации или колебания расхода. Этот коэффициент показывает отклонение расхода от среднего значения и выражается в процентах.
В качестве параметра могут быть: объемы продаж,суммы продаж, и т.д.
Для проведения XYZ-анализа необходимо:
1. установить средний расход каждого вида материала с учетом колебания потребности в них по периодам, это могут быть, например, сезонные колебания.
2. рассчитать коэффициент вариации по каждой номенклатурной позиции.
3. расположить материалы по мере убывания коэффициентов вариации.
4. суммировать данные о количестве материалов в соответствии с возрастанием коэффициентов вариации, нанести их на схему.
5. разбить материалы на группы в зависимости от вариации спроса.
Метод XYZ проводится следующим образом:
На первом этапе определяется коэффициент вариации объекта анализа. (формула (1),(2),(3))
На втором этапе происходит группировка ресурсов в соответствии с возрастанием коэффициента вариации.
На третьем происходит ранжирование по категориям X- Y-Z.
На четвертом этапе строится кривая Лоренца.
(1)(2)(3)
где:
·
коэффициент вариации
·
среднеквадратичное отклонение
·
среднеарифметическое
·
i-тое значение статистического ряда
·
количество значений в статическом ряде
Результатом XYZ –анализа является группировка товаров по категориям.
Категория Х - товары имеющие колебания 5-10%. Это товары, характеризующиеся стабильной величиной потребления и высокой степенью прогнозирования.
Категория Y - товары имеющие колебания 15-50%. Это товары, характеризующиеся сезонными колебаниями и средними возможностями их прогнозирования.
Категория Z - товары имеющие колебания 50-100%. Это товары с нерегулярным потреблением и непредсказуемыми колебаниями, поэтому, спрогнозировать их спрос маловероятно.






