Метод XYZ

XYZ - это инструмент, позволяющий разделить продукцию по степени стабильности продаж и уровня колебаний потребления.
Метод данного анализа заключается в расчете каждой товарной позиции коэффициента вариации или колебания расхода. Этот коэффициент показывает отклонение расхода от среднего значения и выражается в процентах.
В качестве параметра могут быть: объемы продаж,суммы продаж, и т.д.

Для проведения XYZ-анализа необходимо:

1. установить средний расход каждого вида материала с учетом колебания потребности в них по периодам, это могут быть, например, сезонные колебания.

2. рассчитать коэффициент вариации по каждой номенклатурной позиции.

3. расположить материалы по мере убывания коэффициентов вариации.

4. суммировать данные о количестве материалов в соответствии с возрастанием коэффициентов вариации, нанести их на схему.

5. разбить материалы на группы в зависимости от вариации спроса.

Метод XYZ проводится следующим образом:

На первом этапе определяется коэффициент вариации объекта анализа. (формула (1),(2),(3))

На втором этапе происходит группировка ресурсов в соответствии с возрастанием коэффициента вариации.

На третьем происходит ранжирование по категориям X- Y-Z.

На четвертом этапе строится кривая Лоренца.

(1)(2)(3)

где:

· коэффициент вариации

· среднеквадратичное отклонение

· среднеарифметическое

· i-тое значение статистического ряда

· количество значений в статическом ряде

Результатом XYZ –анализа является группировка товаров по категориям.

Категория Х - товары имеющие колебания 5-10%. Это товары, характеризующиеся стабильной величиной потребления и высокой степенью прогнозирования.

Категория Y - товары имеющие колебания 15-50%. Это товары, характеризующиеся сезонными колебаниями и средними возможностями их прогнозирования.

Категория Z - товары имеющие колебания 50-100%. Это товары с нерегулярным потреблением и непредсказуемыми колебаниями, поэтому, спрогнозировать их спрос маловероятно.




double arrow
Сейчас читают про: