double arrow

Основные достижения науки.


Вплоть до начала ХХ века большинство ученых работали независимо друг от друга. Однако постоянно возраставшая стоимость оборудования и исключительная сложность проводимых научных экспериментов привели к тому, что ученые в большинстве случаев стали объединять свои усилия. Крупные проекты финансируются теперь корпорациями и правительствами, которые заинтересованы в практическом применении проводимых исследований. Наука становится важнейшей производительной силой.

Основные тенденции развития современной науки:

- возникают новые концепции о закономерностях происхождения и развития Вселенной

- на передний план выдвигаются отрасли и направления науки, изучающие человека (биология и др.)

- возрастает спрос на результаты научных исследований, производство становится все более наукоемким

- происходит значительное сокращение сроков от времени осуществления научных открытий до их внедрения на практике

- возрастает доля ученых, занимающихся фундаментальными исследованиями в математике, физике, химии

- развиваются интеграционные процессы в организации научной деятельности, научных исследованиях

- увеличивается приток ресурсов в науку, повышается ее престиж в обществе

- особенно сильную трансформацию переживают общественные науки, переполненные устаревшими догмами и идеологическими наслоениями.

В последние десятилетия значительно возросла роль физики как фундамента всего естествознания. Исследования ученых-физиков ознаменовались крупными достижениями в изучении элементарных частиц, в теории сверхпроводимости, открытии нейтральных токов, использовании лазеров.

Практически безгранична сфера применения достижений, исследований и открытий в химии. Отдельные ее области – неорганическая химия, органическая химия, физическая химия, аналитическая химия стали в значительной степени самостоятельными науками. В последнее время возникли новые отрасли химии: радиохимия, химия высоких энергий, фотохимия, электрохимия и другие. Ученые-химики все дальше проникают в тайны молекул и атомов, исследуют электронный механизм химического взаимодействия молекул и химической активности элементов.

В последние десятилетия существенно повышается роль биологии как науки о живой природе, предметом которой является изучение сущности, происхождения, развития и многообразия жизни. Ученым удалось выделить ДНК (дезоксирибонуклеиновую кислоту), служащую ключом к генетическому коду организма. Ученые Великобритании в 1953 г. открыли структуру ДНК. Ф.Крик и Дж. Уотсон построили пространственную модель сложнейшей молекулы ДНК. Это открытие проложило дорогу генной инженерии. Британские ученые С. Бреннер и Дж. Салтсон в содружестве с американцем Р. Горвицем открыли ключевые гены, регулирующие развитие органов и влияющие на клеточную смерть. Это открытие, за которое ученые удостоены Нобелевской премии в 2002 г., поможет объяснить возникновение многих болезней, включая СПИД, мозговые инсульты и т.д., и будет способствовать определению наиболее эффективных способов их лечения.

Значительный шаг вперед сделала мировая медицина, которая вобрала в себя лучшие достижения современной научной мысли и практики. Изобретение оптических волокон в 1955 г. позволило детальней изучать внутренние органы тела. Огромный прогресс был достигнут и в хирургии. Лечение почти всех органов человека претерпело самые радикальные изменения. Выдающимся достижением современной медицины является трансплантация органов и создание искусственных органов тела.

Вопросы:

1. Что включает в себя понятие «постиндустриальное общество»?

2. Какую роль играет образование в жизни современного общества?

3. Что включает в себя понятие «научно-техническая революция»? Назовите основные направления развития и достижения НТР.

4. Какие новые отрасли и направления развития науки определяют ее прогресс на современном этапе?

5. какова роль современной науки в решении глобальных проблем человечества?

Литература
Базовая:
1. Бердичевский Я.М. Всемирная история: Учебник для 11 кл. общеобразоват. учеб. заведения.: с. 399-413
Вспомогательная:
1. Нартов В.В. Всемирная история. (1914-1939)


Сейчас читают про: