План: студенты самостоятельно знакомятся с теоретическим содержанием вопросов заявленной темы, с последующим обучением:
1. Организация, методы и содержание психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в развитии.
2. Педагогическое изучение детей с нерезко (слабо) выраженными нарушениями развития в условиях образовательных учреждений.
3. Педагогическая характеристика ребёнка с нарушением в развитии, её основное содержание.
Разбор содержания первого вопроса проводится с учетом имеющихся у студентов знаний по теме: «Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного (младшего школьного) возраста, его задачи, используемые методы и приемы» (учебный материал дисциплин: «Педагогическая психология», «Методы психологический диагностики» и др.). В связи с этим главное внимание обращается на специфику психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в развитии (особенности организации и значение подготовительного этапа обследования, выбор программы обследования с учетом характера отмечаемого нарушения развития и др.). Отдельно рассматриваются вопросы: а) о принципах психолого-педагогического изучения онтогенетического развития детей (комплексный подход, системность, дагностическая направленность, дифференциация и индивидуализация программы обследования и др.), б) о методических требованиях к организации и содержанию обследования детей с нарушениями развития (дифференцированный подход к проведению обследования с учетом возрастных особенностей детей, характера и степени выраженности отмечаемого дефекта, особенностей познавательного развития разных категорий детей с ограниченными возможностями, отмечаемого недоразвития речи и коммуникативных способностей; вариативность методических приемов исследования и др.). Студенты знакомятся с обобщенной схемой обследования, используемой для анализа и систематизации полученных данных психолого-педагогического изучения детей, с программами психолого-педагогического обследования, разработанными в отечественной специальной педагогике и психологии.
|
|
Основное внимание на занятии уделяется вопросу об организации и содержании педагогического изучения детей с отклонениями в развитии, так как этот вопрос имеет непосредственное отношение к практической деятельности педагогов системы школьного обучения и дошкольного воспитания. Преподаватель знакомит студентов с задачами, содержанием и основными разделами педагогического изучения детей
Затем студенты знакомятся с примерным содержанием педагогических характеристик детей школьного и старшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в развитии Преподаватель подробно раскрывает содержание каждого раздела педагогической характеристики, указывая, что ее общее содержание может варьироваться с учетом характера и особенностей отмечаемого дефекта развития. Обсуждается также вопрос о назначении психолого-педагогической характеристики, ее использовании в практике работы педагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений.
|
|
Основное содержание:
Фрагмент уч. пособия для студ. высш. учеб. заведений Основы коррекционной педагогики и специальной психологии/ В.П.Глухов. – М., 2007. – 312. с.37 – 39.