Цель: сформировать у студентов представления о сущности педагогического изучения детей с ОВЗ; об основных методах, формах и содержании педагогического изучения

План: студенты самостоятельно знакомятся с теоретическим содержанием вопросов заявленной темы, с последующим обучением:

1. Организация, методы и содержание психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в развитии.

2. Педагогическое изучение детей с нерезко (слабо) выраженными нарушениями развития в условиях образовательных учреждений.

3. Педагогическая характеристика ребёнка с нарушением в развитии, её основное содержание.

Разбор содержания первого вопроса проводится с учетом имеющихся у студентов знаний по теме: «Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного (младшего школьного) воз­раста, его задачи, используемые методы и приемы» (учебный материал дисциплин: «Педагогическая психология», «Методы психологический диагностики» и др.). В связи с этим главное внимание обращается на специфику психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в развитии (особенности ор­ганизации и значение подготовительного этапа обследования, выбор программы обследования с учетом характера отмечаемого нарушения развития и др.). Отдельно рассматриваются вопросы: а) о принципах психолого-педагогического изучения онтогенети­ческого развития детей (комплексный подход, системность, дагностическая направленность, дифференциация и индивидуали­зация программы обследования и др.), б) о методических требо­ваниях к организации и содержанию обследования детей с нару­шениями развития (дифференцированный подход к проведению обследования с учетом возрастных особенностей детей, харак­тера и степени выраженности отмечаемого дефекта, особен­ностей познавательного развития разных категорий детей с ог­раниченными возможностями, отмечаемого недоразвития речи и коммуникативных способностей; вариативность методических приемов исследования и др.). Студенты знакомятся с обобщенной схемой обследования, используемой для анализа и систематизации полученных данных психолого-педагогического изучения детей, с программами пси­холого-педагогического обследования, разработанными в отече­ственной специальной педагогике и психологии.

Основное внимание на занятии уделяется вопросу об органи­зации и содержании педагогического изучения детей с отклоне­ниями в развитии, так как этот вопрос имеет непосредственное отношение к практической деятельности педагогов системы школьного обучения и дошкольного воспитания. Преподаватель знакомит студентов с задачами, содержанием и основными раз­делами педагогического изучения детей

Затем студенты знакомятся с примерным содержанием педагогических характеристик детей школьного и старшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в развитии Преподаватель подробно раскрывает содержание каждого раздела педагогической характеристики, указывая, что ее общее содержание может варьироваться с уче­том характера и особенностей отмечаемого дефекта развития. Обсуждается также вопрос о назначении психолого-педагоги­ческой характеристики, ее использовании в практике работы педагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений.

Основное содержание:

Фрагмент уч. пособия для студ. высш. учеб. заведений Основы коррекционной педагогики и специальной психологии/ В.П.Глухов. – М., 2007. – 312. с.37 – 39.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: