Модуль 2.ЛПЗ №3.Школьная система специального образования

Цель: сформировать у обучающихся представления о школьной системе специального образования в России.

План:

1. Самостоятельное ознакомление студентов с теоретическим вопросом на тему – «Современная школьная система специального образования в России»

Результатом деятельности студентов являются индивидуальные конспекты, раскрывающие следующие основные вопросы: основные виды специальных школ для детей с различными нарушениями развития; законы, регламентирующие деятельность таких учреждений; понятия «цензовое образование», «охранительный режим»; специальное образование детей – сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом, имеющих особые образовательные потребности.

2.Обсуждение вопросов:

- Современная школьная система специального образования в России;

- Комплексная помощь детям с ОВЗ на базе реабилитационных центров;

- Логопедическая служба в России.

Основное содержание:

Фрагмент уч. пособия для студ. высш. учеб. заведений «Специальная педагогика» под ред. Н.М.Назаровой, Т.3 Педагогические системы специального образования., М., 2009г., с.41- 51.

Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со специальными образовательными стандартами (программами) в различных учебных заведениях или на дому.

В течение XX в. в стране складывалась система специальных (коррекционных) образовательных учреждений, которые были преимущественно школами-интернатами, в которых и в России, и в СССР в целом учились подавляющее большинство детей с особыми образовательными потребностями.

В настоящее время выделились восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение в реквизиты этих учебных заведений диагнозных характеристик (как это было раньше: школа для умственно отсталых, школа для глухих и т.п.), в нормативно-правовых и официальных документах они называются по их видовому порядковому номеру:

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

I вида — школа-интернат для глухих детей;

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

II вида — школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей;

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

III вида — школа-интернат для незрячих детей; специальное (коррекционное) образовательное учреждение

IV вида — школа-интернат для слабовидящих детей; специальное (коррекционное) образовательное учреждение V

вида — школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи; специальное (коррекционное) образовательное учреждение

VI вида — школа-интернат для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата; специальное (коррекционное) образовательное учреждение

VII вида — школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении — задержкой психического развития;

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

VIII вида — школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью.

Деятельность таких учреждений регламентируется постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», а также письмом Министерства образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I —VIII видов».

В соответствии с этими документами во всех этих учреждения реализуются специальные образовательные стандарты. На основе такого образовательного стандарта учреждение самостоятельно разрабатывает и реализует учебный план и образовательные программы, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение может быть основано федеральными органами исполнительной власти (Министерством образования РФ), органами исполнительной власти субъектов РФ (управлением, комитетом, министерством образования области, края, республики) и органами местного (муниципального) самоуправления. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение может быть также негосударственным.

В последние годы создаются специальные образовательные учреждения и для других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности — с аутистическими чертами личности, с синдромом Дауна. Действуют также санаторные (лесные) школы для хронически болеющих и ослабленных детей.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения финансируются соответствующими учредителями.

Каждое из этих учреждений несет ответственность за жизнь воспитанника и обеспечение его конституционного права на получение бесплатного образования в пределах специального образовательного стандарта. Для всех детей создаются условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.

Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений (за исключением школы VIII вида) получают цензовое образование, т.е. соответствующее уровням массовой общеобразовательной школы (например, основное общее образование, общее среднее образование). Им выдается документ государственного образца, подтверждающий полученный уровень образования, или свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения.

В специальную школу ребенка направляют органы управления образованием только с согласия родителей и по заключению (рекомендации) ПМПК. Также с согласия родителей и на основании заключения комиссии ребенка могут внутри школы перевести в класс для детей с умственной отсталостью, но только после года обучения в ней.

В специальной школе может быть создан класс (или группа) для учащихся со сложной структурой дефекта по мере выявления таких детей в ходе психолого-медико-педагогического наблюдения в условиях образовательного процесса. Кроме того, в школе любого вида могут быть открыты классы для детей с выражеными нарушениями в умственном развитии и сопутствующими им другими нарушениями. Решение о создании такого класса принимает педагогический совет школы при наличии необходимых условий и квалифицированных кадров. Главные задачи этих классов — обеспечение элементарного начального образования, создание максимально благоприятных возможностей для развития личности ребенка, для получения им допрофессиональной или элементарной трудовой и социально-бытовой подготовки с учетом его индивидуальных возможностей.

Ученик специальной школы может быть переведен для обучения в обычную общеобразовательную школу органами управления образованием с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) и на основании заключения ПМПК, а также в случае, если в такой школе имеются условия для интегрированного обучения.

Помимо образования специальная школа обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности медицинское и психологическое сопровождение, для чего в ее штате имеются соответствующие специалисты. Они работают в тесном взаимодействии с педагогическим персоналом, осуществляя диагностическую деятельность, психокоррекционные и пси хотерапевтические мероприятия, поддерживая в специальной школе охранительный режим, участвуя в профконсультировании. При необходимости дети получают медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж, закаливающие процедуры, посещают занятия лечебной физкультуры.

В осуществлении социального адаптирования и интеграции помогает социальный педагог. Его роль особенно возрастает на этапе выбора профессии, окончания школы и перехода выпускников в послешкольный период.

В каждой специальной школе уделяется значительное внимание трудовой, предпрофессиональной подготовке воспитанников. Ее содержание и формы зависят от местных особенностей — территориальных, этнонациональных и культурных; от потребностей местного рынка труда; и, конечно, от индивидуальных возможностей воспитанников и их интересов. Сугубо дифференцированно выбирается профиль труда, включающий в себя подготовку к индивидуальной трудовой деятельности.

Для имеющих особые образовательные потребности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действуют специальные детские дома и школы-интернаты, работающие в соответствии с профилем нарушений развития. В большинстве своем сюда поступают дети и подростки с интеллектуальным недоразвитием и трудностями в обучении.

В случае если ребенок не в состоянии посещать специальное (коррекционное) образовательное учреждение, организуется обучение в домашних условиях. Организационные формы такого обучения определены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка воспитания и обучения детейинвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» от 18 июля 1996 г. № 861.

В последнее время стали создаваться школы надомного обучения, персонал которых состоит из квалифицированных специалистов—дефектологов и психологов. Работа проводится как в домашних условиях, так и в условиях частичного пребывания в школе надомного обучения. При групповых формах обучения во взаимодействии и общении с другими детьми ребенок осваивает социальные навыки, приучается к пребыванию в условиях группы, коллектива.

Право на обучение в домашних условиях получают дети, у которых заболевания или отклонения в развитии соответствуют указанным в специальном перечне, установленном Министерством здравоохранения РФ. Основанием для предоставления надомного обучения является медицинское заключение лечебно-профилактического учреждения.

К оказанию помощи в обучении детей на дому подключается находящаяся поблизости школа или дошкольное образовательное учреждение. На период обучения ребенок получает возможность бесплатно пользоваться учебниками и фондом библиотеки школы. Педагоги и психологи школы и ДОУ оказывают консультативную и методическую помощь родителям в освоении ребенком общеобразовательных программ. Школа также обеспечивает промежуточную и итоговую аттестацию ребенка и выдает документ о соответствующем уровне образования. В аттестации принимают участие педагоги-дефектологи, привлекаемые дополнительно для ведения коррекционной работы.

Если ребенок с особыми образовательными потребностями учится на дому, органы управления образованием компенсируют родителям затраты на обучение в соответствии с государственными и местными нормативами финансирования обучения в соответствующем типе и виде образовательного учреждения.

Для обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков со сложными и тяжелыми нарушениями развития, с сопутствующими заболеваниями, а также для оказания им комплексной помощи создаются реабилитационные центры различных профилей. Это могут быть центры: психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции; социально-трудовой адаптации и профориентации; психолого-педагогической и социальной помощи; социальной помощи семье и детям, оставшимся без попечения родителей, и др. Задачами этих учреждений являются коррекционно-педагогическая, психологическая и профориентационная помощь детям с тяжелыми и множественными нарушения-
ми, а также формирование у них навыков самообслуживания и общения, социального взаимодействия, элементарных трудовых навыков. В ряде центров ведется и образовательная деятельность. Занятия строятся по программам индивидуального или группового воспитания и обучения.

Для оказания логопедической помощи детям, имеющим речевые нарушения и обучающимся в учреждениях общего назначения, действует логопедическая служба. Это реализуется введением в штат образовательного учреждения должности учителя-логопеда или созданием в структуре органа управления образование логопедического кабинета или логопедического центра. Наиболее
распространенной формой стал логопедический пункт при обще образовательном учреждении. Основными задачами его деятельности являются: коррекция нарушений устной и письменной речи; своевременное предупреждение неуспеваемости, обусловлено речевыми дефектами; распространение информации об основных логопедических знаниях среди педагогов и родителей.

Занятия на логопедическом пункте проводятся как в свободное от уроков время, так и во время уроков (по согласованию с администрацией школы).

Дети с установленным диагнозом «задержка психического развития», обучающиеся в классах коррекционно-развивающего типа, получают логопедическую помощь от учителя-логопеда, прикрепленного к данному классу. Ответственность за обязательное посещение школьниками логопедических занятий несут учитель-логопед, классный руководитель и администрация школы.

В современных условиях интенсивного развития системы специальной психолого-педагогической помощи продолжается поиск моделей специальных образовательных учреждений, наиболее полно отвечающих социокультурным и экономическим условиям жизни страны и особым образовательным потребностям обучающихся.

ЛПЗ №4 Педагогическое изучение особенностей развития детей с ограниченными возможностями


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: