Для психологического изучения детей с нарушениями развития используют различные методы исследования.
К числу традиционных и широко применяемых в психолого-едагогических исследованиях относится метод наблюдения психолога за деятельностью ребенка. Одним из достоинств этого метода яв-ся возможность изучения поведения и деятельности детей «в твенных условиях». Наблюдение за ребенком (активное или вное) организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, то есть в естественных для ребенка жизненных ситуа циях. С помощыо метода наблюдения можно оценить такие состав-ляющие деятельности ребенка, как уровень ее самоорганизации, наличие интеллектуальных действий планирования и программиров; ния деятельности, эмоционально-личностные проявления (например наличие выраженных аффективных и эмоциональных реакций) др. Наблюдение позволяет выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, насколько он опрятен в одежде, как относится к поручениям, какой психологический фон настроение является преобладающим, каковы особенности развития двигатель ной сферы. Такая информация может стать основой для после дующего углубленного психолого-педагогического изучения ре бенка.
|
|
По результатам наблюдения педагог-дефектолог или психолог, выявив у ребенка признаки нарушенного развития, делает пред положения о характере и степени выраженности имеющихся пару решений, что позволяет правильно организовать дальнейшее психоло го-педагогическое изучение ребенка.
Наблюдение является надежным методом, не требует специаль ного оборудования, исключает дополнительную «психоэмоцио нальную» реакцию ребенка на присутствие специалиста, проводя щего обследование. Вместе с тем использование этого метод предполагает наличие у коррекционного педагога или психолога вы сокого уровня профессиональной подготовки, хорошего знания психолого-педагогических особенностей детей с различными наруше ниями развития.
При проведении психолого-педагогического обследования ос новной целью наблюдения является изучение ребенка, как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопоставление результатов наблюдения с известными признаками имею щихся у детей нарушений развития. Процедура обследования с использованием метода наблюдения может быть различной в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов: контингента обследуемых, характера изучаемых явлений и т.д. Специалист, проводящий обследование, может войти в состав наблюдаемой группы детей, например, играть с ними (активное наблюдение), а может оставаться в позиции постороннего человека, наблюдающего со стороны (пассивное наблюдение).
|
|
Как указывают многие специалисты в области практической психологии (М.М. Семаго, К.М. Гуревич, И.Ю. Левченко и др.) к недостаткам метода наблюдения относятся его относительная длительность И известная «субъективность», которая проявляется в зависимости результатов наблюдения, уровня подготовки и практического опыта специалиста, проводящею обследование, невозможности полноцеп-
- татистической обработки результатов. Данные недостатки могут быть компенсированы за счет организационных и психологических достоинств метода, особенно если сделать наблюдение «формализо-анным», включив его в стандартизированную методику изучения особенностей психофизического развития ребенка. В этом случае вводится ограничение по выбору наблюдаемых показателей: все обследуемые наблюдаются по определенному набору изучаемых признаков или характеристик, степень проявления которых оценивается определенными количественными показателями. В этом случае появляется возможность более четкого и полного сопоставления результатов различных наблюдений. Существенно снижается субъективность оценки данных наблюдения, появляется возможность сба-лансированного качественного и количественного анализа полученных данных.
Экспериментальное исследование (обучающий эксперимент).
Специфической особенностью психологического изучения детей дошкольного и младшего школьного возраста является использование обучающего эксперимента. Как известно, с помощью одних только констатирующих методов исследования нельзя получить долговременного прогноза развития ребенка. Выдвинутое Л.С. Выготским (1932, 1934) положение, что обучение ведет за собой развитие, обусловило разработку в практической психологии различных вариантов обучающего эксперимента, позволяющих более объективно прогнозировать развитие ребенка. В одних вариантах обучающего эксперимента элементы обучения включены в сам процесс психолого-педагогического исследования. В других вариантах предлагается сочетание констатирующего эксперимента, чаще всего тестового, с обучением, направленным на получение новых знаний и профессионально ориентированное образование ребенка. При такой схеме исследования (тест - обучение -тест) эффективность обучения получает определенное количественное выражение. Из психологической практики известно, что чем более развернутым является сам процесс обучения, тем больше информации получает педагог или психолог о проблемах и потенциальных возможностях развития обследуемого ребенка. Соответственно более содержательными будут его практические рекомендации и прогностическая оценка.
Содержание психолого-педагогической характеристики ребенка с задержкой психического развития
В содержание педагогической характеристики включаются следующие разделы: 1) общие сведения о ребенке; 2) состояние учебных знаний и навыков; 3) общее развитие ребенка; 4)особенности речи и мышления; 5) особенности учебной (познавательной) деятельности; 6) особенности поведения; 7) характеристика личности; 8) заключение.
В разделе «Общие сведения», помимо формальных данных о ребенке (дата рождения, дата поступления в ДОУ / школу и т.д.), должно быть указано, посещал ли он ранее дошкольное учреждение, откуда поступил, в какой класс, какую возрастную группу (для детей с ЗПР) принят. Следует кратко охарактеризовать семью ребенка и отметить, имеются ли обстоятельства, травмирующие его в психологическом плане.
В разделе «Состояние учебных знаний и навыков» необходимо указать, какой учебный предмет (или предметы) затрудняет ребенка, что им не усвоено, какая помощь оказывалась ему педагогом (в том числе на индивидуальных коррекционных занятиях), эффективность ее. Здесь же следует описать индивидуальные особенности усвоения знаний: темп мыслительной деятельности, особенности запоминания (быстрота, осмысленность), работоспособность, степень самостоятельности, реакция на помощь со стороны педагога и др.
|
|
При описании общего развития (III раздел) характеризуется уровень знаний и представлений ребенка об окружающем: о своей семье, ближайшем окружении, простых явлениях природы. Указывается, какова степень точности и полноты знаний, насколько адекватными являются эти знания и представления (желательно привести соответствующие примеры); насколько развита у ребенка познавательная активность.
При характеристике речевого развития требуется дать краткое описание-оценку имеющегося словарного запаса (объем, пра-вильность употребления слов по их значению); показать возможности пользования грамматическими формами слов; указать, отмечается ли аграмматизм, трудности языкового оформления высказываний, отмечается ли обедненность речи (лексическими и грамматическими категориями и формами слов) и др.
Необходимо отметить особенности самостоятельной речи Иного ребенка, способность пересказывать прочитанный или прослушанный текст, составить рассказ-описание предмета, рассказ по сюжетной картинке (серии картинок).
Описывая особенности мыслительной деятельности, следует указать на наличие способности к обобщению, осмыслению материила, па возможность понимания логических связей и отно- шений (в окружающей действительности), на умение выделять существенные признаки предметов, возможность переключения с одного вида мыслительной деятельности на другой. Необходимо показать возможности использования ребенком помощи педагога при решении мыслительных задач.
Характеризуя особенности учебной деятельности, необходимо отразить следующие моменты: как быстро ребенок включается в работу, насколько устойчиво ее выполняет, как переключается, каков темп его работа, показатели работоспособности' импульсивен ли ребенок при выполнении заданий; усидчив или нет; владеет ли приемами самоконтроля; может ли работать самостоятельно или нуждается в постоянной помощи взрослого; обладает ли устойчивым вниманием или легко отвлекается.
|
|
При описании поведения ребенка необходимо указать, насколько он дисциплинирован на занятиях, вне занятий (на прогулке, при приеме пищи и т.д.'; отметить, есть ли у него двигательная расторможенность или заторможенность; какими навыками культурного поведения владеет, как они формируются.
В разделе «Характеристика личности» освещаются следующие вопросы: личностная устремленность - интересы (учебные и внеучебные); способности, относящиеся к учебной деятельности; отношение к общественным поручениям; к товарищам и взрослым (к родителям, педагогам, воспитателям); чем ребенок занимается в свободное время; обидчив ли, часто ли обращается ко взрослым с жалобами; каков преобладающий фон его настроения; переоценивает или недооценивает свои возможности; как относится к неудачам в учебе, к похвале и к порицанию.
Последним разделом характеристики является краткое заключение. Здесь следует отметить существенные черты характера и особенности личности, в том числе те, которые оцениваются педагогом положительно; указать, какие особенности ребенк3 мешают ему успешно овладевав знаниями и навыками практической деятельности, предполагаемые причины этого; каков готовность ребенка к обучению то программе массовой обшео- разовательной или специальной школы, коррекционного детского сада); наметить основные направления дальнейшей педагог ческой работы. Параметры сформированности произвольной деятельности учебного типа.*
•.мотивационный компонент деятельности:
- интерес ребенка к заданию;
- особенности эмоционального отношения к процессу и результату деятельности;
эмоциональное отношение к вероятному продолжению деятельности.
· регуляционный компонент:
- степень полноты принятия учебного задания;
- степень сохранения его до конца деятельности;
- качество самоконтроля по ходу выполнения задания;
- уровень самоконтроля при оценке результата деятельности -способен ли ребенок критически оценить результаты своего труда и обосновать эту оценку.
- ориентировочно-операционный компонент:
- особенности планирования ребенком предстоящей деятельности;
- особенности вербализации выполняемого задания (свидетельствуют об осознании ребенком общей цели, средств и способов выполнения задания);
- уровень выполнения и осознанности выполняемых действий.