double arrow

Взаимосвязь сурдопсихологии и сурдопедагогики. Значение сурдопсихологии для других отраслей психологии

Между сурдопсихологией и сурдопедагогикой существуют са­мые тесные взаимоотношения. Сурдопсихология раскрывает зако­номерности психического развития детей с недостатками слуха, выявляет, на каких этапах, у каких детей обнаруживается то или иное своеобразие в развитии. С помощью психолого-педагогиче­ских исследований сурдопсихология раскрывает, какими путями и средствами следует воспитывать и обучать глухих и слабослыша­щих детей, чтобы обеспечить им компенсаторное развитие, и дает психолого-педагогические рекомендации к совершенствованию процесса обучения и воспитания. Задачи сурдопедагогики — рас­смотреть эти рекомендации и найти пути наиболее рационально­го их внедрения в практику.

Вместе с тем сам по себе процесс обучения и воспитания глу­хих и слабослышащих детей носит характер творческих поисков, которые находят отражение в науке сурдопедагогике. Наука свою очередь ищет новые способы усовершенствования практики: со­здаются новые теории воспитания и обучения детей с недостатка­ми слуха, они внедряются в практику обучения и воспитания. А задачи сурдопсихологии состоят в изучении характера психи­ческого развития детей при использовании новых систем обуче­ния и воспитания, в оценке последних и, если нужно, в поисках способов коррекции тех или иных звеньев новой системы.

Опыт изучения психического развития глухих и слабослыша­щих детей, который накоплен сурдопсихологией, имеет большое значение для других отраслей психологии. Психическое развитие детей с недостатками слуха свидетельствует о том, как велика роль слуха в развитии речи и роль речи в формировании всех по­знавательных процессов, особенно словесно-логического (поня­тийного) мышления, а также в развитии эмоций и чувств, воле­вых действий и черт личности. Изученные закономерности психи­ческого развития детей с недостатками слуха позволяют полнее и точнее понять формирующуюся структуру психической деятель­ности любого ребенка.

* * *

Особенности развития психики наиболее отчетливо выражены у детей с глухотой — тяжелым нарушением слуха, которое явля­ется причиной неспособности ребенка самостоятельно овладеть речью. Поэтому в последующем изложении будут рассмотрены осо­бенности психического развития глухих детей, а затем — наибо­лее характерные признаки психического развития слабослыша­щих. Отдельно будут кратко охарактеризованы особенности пси­хического развития у детей с тем или иным нарушением слуха, имеющих сложный дефект, т. е. нарушения еще других систем орга­низма, кроме органа слуха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: