Сурдопедагогика (от лат. surdus – глухой) – наука о воспитании, образовании и обучении детей и взрослых с нарушениями слуха.
Субъект сурдопедагогики - человек со слуховым дефектом (ребенок, подросток, взрослый). В настоящее время в мире около 250 млн. людей со слуховым дефектом. В России число детей в возрасте до 16 лет, имеющих нарушения слуха, превышает 600 тыс.
Объектом сурдопедагогики является специальное образование людей, имеющих нарушения слуха, а ее предметом – практика их воспитания, обучения, социализации. Основная цель сурдопедагогики (общая со специальной педагогикой) – обеспечить людям, имеющим нарушения слуха, возможность достижения максимальной самостоятельности и независимости в жизни. К специфическим целям сурдопедагогики относятся изучение и осуществление процессов социального и средового адаптирования, реабилитации и интеграции лиц с нарушенным слухом на разных ступенях жизненного цикла. Для достижения обозначенных целей в сурдопедагогике решаются следующие конкретные задачи:
- изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных слуховых возможностей;
- определение путей коррекции и компенсации слухового дефекта;
- обоснование педагогической классификации людей, имеющих нарушения слуха;
- изучение сложившихся педагогических систем их образования;
- разработка и реализация концепции интеграции лиц с нарушениями слуха в образовании и социокультурной среде;
- определение научных основ, содержания образования, методов, технологий, организационных условий образования людей с нарушенным слухом;
- разработка специальных образовательных технологий развития речевого слуха, обучения национальному жестовому, русскому (родному) языку, устной речи;
- определение особенностей педагогической реабилитации в послеоперационный период (при кохлеарной имплантации);
- совершенствование технологий использования сурдотехнических средств развития речевого слуха, произносительной стороны речи людей, имеющих слуховой дефект;
- разработка и реализация программ профориентации, профконсультирования, профессиональной подготовки, а также социально-трудовой адаптации лиц со слуховым дефектом.
Основные понятия сурдопедагогики: глухота, тугоухость (медицинские термины); глухие, слабослышащие, позднооглохшие (педагогические термины). Под глухотой понимают стойкое нарушение слуха, которое препятствует речевому общению даже при наличии слухопротезирования. При глухоте могут сохраняться остатки слуха, позволяющие воспринимать очень громкие неречевые звуки или при значительном усилении отдельные звуки речи. Тугоухостью считают стойкое понижение слуха разной степени выраженности, при котором восприятие речи затруднено, но все же возможно при определенных условиях: приближении говорящего или другого источника звука к уху, применении звукоусиливающей аппаратуры.
Сурдопедагогика по отношению к лицам, имеющим тугоухость, употребляет термин слабослышащие. Сурдопедагогика изучает также такую категорию лиц, которая называется позднооглохшие, и особенности педагогической помощи им. К ней относят тех, кто приобрел нарушение слуха после того, как уже сформировалась словесная речь.