ДЕТСКАЯ СУРДОПСИХОЛОГИЯ - это отрасль специальной психологии, которая анализирует особенности развития психики ребёнка, имёющего серьёзные дефекты слуха, вплоть до полной глухоты.
ПРЕДМЕТОМ ДЕТСКОЙ СУРДОПСИХОЛОГИИ - является изучение своеобразие психического развития детей с недостатками слуховой функции и установление возможностей и путей компенсации нарушений различной сложности.
Психологические особенности людей с недостатками слуха привлекали внимание педагогов и врачей психиатров уже с середины 19 в. Развитие российской сурдопедагогики того времени связано с педагогической деятельностью и исследованиями таких известных учёных, как В.И.Флери, А.Ф.Остроградский, Н.М.Лаговский, Ф.А.Рау.
Отечественная сурдопедагогика на всех этапах своего развития придавала большое значение изучению психологических особенностей детей с нарушением слуха для обоснования методов педагогического воздействия.
В нач. 20 в. появляются первые собственно психологические исследования. К их числу относят работу А.Н.Поросятникова (1904), посвящённую изучению особенностей памяти глухонемых школьников.
В 20-е гг. 20 в. систематическая разработка проблем сурдопсихологии проходила под руководством Л.С.Выготского и под влиянием его идей.
Последователи Л.С.Выготского Л.В.Занков и И.М.Соловьёв разработали экспериментально-психологические методики изучения детей с отклонениями в развитии, в том числе детей с нарушениями слуха, провели исследования развития восприятия и памяти, мышления и речи таких детей и обобщили результаты этих исследований в 1-й в нашей стране монографии по сурдопсихологии - «очерки психологии глухонемого ребёнка» (1940).
В 1950 -1960 гг. были проведены многочисленные исследования, направленные на изучение различных аспектов психического развития глухих детей. Большое влияние на исследования этого периода оказали теоретические подходы С.Л.Рубинштейна, а именно его представления о том, что человек и его психика формируются и проявляются в практической деятельности и потому должны изучаться через их проявления в разных видах деятельности (игре, учении, труде, познании).
К этому же периоду относятся работы Т.А.Власовой о влиянии нарушений слуха на психическое развитие детей, Н.Г.Морозовой об особенностях мотивации речи и о психологических условиях формирования познавательных интересов глухих детей. Г.Л.Выгодская рассмотрела особенности сюжетно-ролевой игры глухих дошкольников, выявив условия, обеспечивающие успешное их обучение разным видам игр. А.П.Гозова исследовала зрительное и осязательное восприятия, специфику формирования двигательных навыков, а позже - психологические аспекты трудового обучения глухих и совершенствование познавательной деятельности взрослых глухих в процессе обучения. Ж.И.Шиф раскрыла роль речи в развитии мышления глухих детей, мотивационную сторону усвоения языка, выявив закономерности овладения его грамматическим строем, специфику формирования обобщений. В.Г.Петрова изучала особенности запоминания и воспроизведения глухими школьниками словесного материала. Н.В.Яшкова проанализировала особенности развития наглядных форм мышления у глухих детей.
М.М.Нудельман изучил особенности развития у глухих детей воссоздающего и творческого воображения, разработал ряд методик целенаправленного исследования воображения. Эти работы легли в основу учебного пособия «Особенности психического развития глухого ребёнка» (1975), написанного им совместно с В.А.Синяком.
Работы А.А.Венгер отражают психологические особенности формирования перцептивных обобщений у глухих дошкольников, специфику становления наглядных форм мышления, основные направления и особенности психодиагностической работы с детьми данной группы.
На современном этапе развития сурдопсихологии наблюдается перенос акцентов в исследованиях: всё большее внимание уделяется внутренним регуляторам социального поведения - потребностям, мотивам, ценностям, становлению самосознания, механизмам межличностного восприятия.
ЗАДАЧИ ДЕТСКОЙ СУРДОПСИХОЛОГИИ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ
В СЛЕДУЮЩЕМ:
1) Выявить общие и специфические закономерности психического
развития детей с нарушенным слухом;
2) изучить особенности развития отдельных видов познавательной
деятельности детей с нарушенным слухом;
3) изучить закономерности их личности;
4) разработать методы ранней диагностики и психологической
коррекции нарушений психического развития людей с недостатками
слуха;
5) дать психологическое обоснование наиболее эффективных путей и
способов педагогического воздействия на детей с нарушенным
слухом, изучить психологические проблемы интегрированного
обучения.