Ребенок с отставанием в развитии речи нуждается в особом подходе. В первые годы жизни любое отклонение в развитии проявляется, прежде всего, в речевом отставании. Исключение могут составлять лишь некоторые дети с гидроцефалией, у которых достаточно рано формируется способность повторять слова и предложения. Однако и эти дети нуждаются в специальной коррекци-онной работе, направленной, прежде всего, на развитие смысловой стороны речи.
Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром. Поэтому при отставании в развитии речи у ребенка всегда возникают дополнительные проблемы, связанные с общением.
Необходимо, чтобы мать уделяла достаточное внимание речевому общению с ребенком, стимулируя его к использованию слов и предложений. Первой задачей матери является формирование у ребенка потребности в общении. А для этого малышу надо, прежде всего, ощутить реальное преимущество речевого общения с окружающими. Например, если малыш хочет, чтобы мать взяла его на руки, он тянет к ней руки, стремится криком привлечь ее внимание, наконец, ему удается произнести звукосочетания, похожие на слово неси, — мать тут же берет его на руки.
|
|
Такие же ситуации возникают при манипуляциях с игрушками, когда ребенок связывает произнесение первых слов или звукосочетаний со значимым для него действием или предметом.
Как только ребенок произнес нужное слово, мать награждает его радостной улыбкой и выполняет его просьбу.
Развитие речи начинается с формирования обозначающей функции слова, что тесно связано с предметно-практической деятельностью ребенка. С 6 месяцев ребенка следует учить соотнесению предметов с обозначающим его словом, т. е. постепенно развивать ситуативное понимание обращенной речи.
Для формирования речи важное значение имеет моторное развитие ребенка, дифференциация слухового восприятия и развитие ориентировки в окружающем, а также формирование потребности в общении.
В дошкольном возрасте для стимуляции речевого развития ребенка важное значение имеет работа с картинками. Взрослый стимулирует у ребенка развитие диалогической речи (ответы на вопросы) с опорой как на сюжетные картинки, так и на серию сюжетных картинок, учит его составлению рассказа.
При работе по серии сюжетных картинок у ребенка развивают внутреннюю программу рассказа. Для этого используют серии из 3-4 картинок. Например, серия из 3 сюжетных картинок «Гроза»: Дети собирают щавель. Пошел дождь, дети убегают. Дети спрятались в шалаш. Перед ребенком серия этих картинок раскладывается в беспорядке — 2, 1,3. Дается следующая инструкция: Я разложила картинки неправильно, не в том порядке. Посмотри внимательно на картинки и разложи их в правильном порядке. Ребенка учат правильному раскладыванию картинок и составлению рассказа по ним. Взрослый помогает ребенку, обозначая название рассказа, например «Гроза»1.