double arrow

Стандартизация. Стандартизация – это нормативный метод управления и способ рационализации инженерных, производственных и т.п


Стандартизация – это нормативный метод управления и способ рационализации инженерных, производственных и т.п. процессов, которые посредством стандартом выражает комплекс требований к объектам или действиям. Обязательным атрибутом рыночного хозяйства является конкуренция, которая носит более ожесточенный характер на мировом рынке, чем на внутреннем. В конкурентной борьбе используется ценовой и неценовой методы. Последний метод распространен шире, поскольку, как правило, побеждает товар более высокого качества. Система управления качеством включает комплекс постоянно действующих национальных и международных организаций.

Система качества – совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством. Масштабы системы качества должны соответствовать задачам обеспечения качества. Система качества одной организации отличается от системы качества другой организации, поскольку ее формирование зависит от целей, стоящих перед организацией, ее специфики, вида производимой продукции или услуги и свойственного ей практического опыта.




Утвержденные в 1987 г. международные стандарты ISO серии 9000 на системы качества в настоящее время являются нормой взаимоотношений на рынках практически всех стран мира. Наличие сертификата на систему качества поставщика, подтверждающего ее соответствие международным стандартам ISO 9000, становится в ряде случаев обязательным условием при заключении контрактов на поставку продукции. При этом деятельность по международной стандартизации систем качества постоянно активизируется и развивается.

Международная организация по стандартизации ISO (ИСО) создана в 1947 г. на заседании Комитета ООН. В Уставе ISO записано, что «Целью организации является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, технической и экономической деятельности». По состоянию на 1 июля 2003 г. в работе ИСО участвуют 146 стран.

ISO состоит из руководящих и рабочих технических органов (см. рисунок 3).


Постоянно действующие комиссии: финансовая и стратегическая    
Комитет по разработке политике: КАСКО, КОПОЛКО, ДЕВКО  
Технические комитеты    
Комитет по стандартным образцам РЕМКО  
Технические консультативные группы  
Технический департамент    
Официальные лица ИСО и представители: члены, членкорреспонденты
Генеральная ассамблея ИСО

Рис. 3. Структура ИСО


Основными руководящими органами являются Генеральная ассамблея и Совет. Совет включает в себя ряд технических органов, в том числе 6 Комитетов: Комитет по оценке соответствия (КАСКО), Комитет по защите интересов потребителей (КОПОЛКО), Комитет по оказанию помощи развивающимся странам (ДЕВКО), Комитет по научно-технической информации (ИНФКО), Комитет по стандартным образцам (РЕМКО), Комитет по изучению новых принципов стандартизации (СТЛКО).



В практике международной стандартизации основной упор при разработке стандартов на продукцию делается на установление единых методов испытаний продукции, требований к маркировке, терминологии, т.е. на те аспекты, без которых невозможно взаимопонимание изготовителя и потребителя независимо от страны, где производится и используется продукция. В международных стандартах также устанавливаются требования к продукции в части безопасности ее для жизни и здоровья людей, окружающей среды, взаимозаменяемости и технической совместимости.

Основной вид деятельности ISO – разработка международных стандартов, которую выполняет около 200 технических комитетов.

Международные стандарты ISO не являются обязательными к применению, т.е. каждая страна вправе применять их целиком, отдельными разделами или вообще не применять. Однако в условиях острой конкуренции на мировом рынке изготовители продукции, стремясь поддержать высокую конкурентоспособность своих изделий, вынуждены пользоваться международными стандартами. По оценке зарубежных специалистов, передовые промышленно развитые страны мира применяют до 80 % всего фонда стандартов ИСО. Особенно широко используются стандарты ИСО и других международных организаций страны, экономика которых в большинстве зависит от внешней торговли – это Нидерланды, Швеция, Бельгия, Австрия, Дания, у которых доля внешней торговли по отношению к общему объему производства составляет 40-50 %. Эти страны стремятся не создавать национальные стандарты в тех областях, в которых действуют соответствующие международные стандарты.



Среди технических комитетов в последние годы особое место занимает технических комитетов 176 «Общее руководство качеством и обеспечение качества», в задачу которого входит стандартизация и гармонизация основополагающих принципов систем качества. Этим комитетом выполняются работы по созданию, развитию и совершенствованию семейства международных стандартов ISO 9000. Выделяются несколько известных международных и национальных организаций и учреждений по качеству: - Американское общество по управлению качеством; - Европейский Союз объединений производителей химической продукции; - Международная Академия качества; - Международная организация потребительских союзов; - Международная организация законодателей метрологии.

Самый важный фактор достижения успеха и стабильного роста прибыли и престижа организации в рыночной экономике можно уместить в одном слове: «качество». Иностранные компании, достаточно хорошо удерживающие свою позицию в рыночном секторе, выделяют большие денежные средства на контроль качества собственной продукции, успешно используют уникальные методы независимой потребительской оценки путем новейших методов телекоммуникаций, посредством глобальной сети Интернет. Для успешного осуществления торгового, экономического и научно-технического сотрудничества различных стран первостепенное значение имеет международная стандартизация. Необходимость разработки международных стандартов становится все более очевидной, так как различия национальных стандартов на одну и ту же продукцию, предлагаемую на мировом рынке, являются барьером на пути развития международной торговли, тем более что темпы роста международной торговли в 3-4 раза превышают темпы развития национальных экономик.

Основной задачей международного научно-технического сотрудничества в области стандартизации является гармонизация, т.е. согласование национальной системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации зарубежных стран в целях повышения уровня российских стандартов, качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке.

В настоящее время наблюдается тенденция к интеграции экономики, созданию объединенных региональных рынков. Наибольшее развитие интеграции получил рынок в рамках Европейского союза, который сформировал единый внутренний рынок к 1 января 1993 г. Такой рынок обслуживает в общей сложности 25 стран – членов Европейского союза. При этом первоочередное значение в устранении национальных барьеров придается развитию европейской стандартизации. В 1972 г. Советом Европейского союза была принята Генеральная программа устранения технических барьеров в торговле в пределах Сообщества. В рамках этой программы ставилась задача создания системы обязательных для Европейского союза единых стандартов – «из сотен национальных стандартов в каждой европейской стране сделать несколько тысяч единых стандартов». Еще в 1985 г. Комиссия Европейского союза признала, что результаты многолетнего поиска единых стандартов оказались незначительными, а работы по созданию единых стандартов продвигались «черепашьими темпами». Прорыв в работах по стандартизации в Европейском союзе произошел в начале 1990-х гг. Если в 1991 г. в Европейском союзе действовало 200 директив и 1200 евростандартов, то уже к 1993 г. была поставлена задача удвоить число директив, а фонд евростандартов довести до нескольких тысяч.

Национальным органом по стандартизации в США является Американский национальный институт стандартов и технологии (NIST). Его предшественники: Американский комитет технической стандартизации, которой в 1928 г. был реорганизован в Американскую ассоциацию по стандартизации (ASA) и Организация по стандартизации США (USASI), просуществовавшая менее трех лет, а затем преобразованная в ANSI.

NIST сотрудничает с организациями в области информационного обеспечения фирм, разрабатывающих стандарты. Основные задачи NIST определяет цель его создания – отстаивать интересы потребителей.

Британский институт стандартов (BSI) создан в 1901 г. по инициативе обществ инженеров-механиков, инженеров судостроителей, инженеров-электриков. Это независимая организация, действующая в соответствии с уставом, принятым в 1929 г. и пересмотренным в 1981 г. Основные функции BSI – координация деятельности по разработке стандартов на основе соглашения между всеми заинтересованными сторонами и принятие стандартов. Кроме стандартизации BSI возглавляет работы по управлению качеством и по сертификации.

Национальной организацией по стандартизации во Франции является Французская ассоциация по стандартизации (AFNOR), которая выполняет следующие функции: - организация, руководство и координация деятельности по стандартизации; - анализ поступающих заявок на стандарты и определение потребности в новых стандартах; - разработка и принятие национальных стандартов; - контроль за их внедрением и т.д.

В 1917 г. В германии был создан Комитет нормалей для общего машиностроения, ставший основой национальной системой стандартизацией в Германии, который дважды менял свое название: в 1926 г. на Германский комитет стандартов и в 1975 г. на Немецкий институт стандартизации (DIN). Национальные немецкие стандарты носят рекомендательный характер и рассматриваются не как юридические нормы, а как общепризнанные правила.

Национальная организация по стандартизации Японии – Японский комитет промышленных стандартов (JIS) основана в 1949 г. это консультативный орган при Министерстве внешней торговли и промышленности, подчиненный Управлению науки и техники, которое утверждает работы JIS. Отдел стандартизации этого управления по существу выполняет роль секретариата JIS. Согласно Закону о стандартизации в Японии действуют национальные промышленные стандарты, отраслевые стандарты промышленных ассоциаций и фирменные стандарты.







Сейчас читают про: