Товарные знаки и их значение в международной торговле

Товарный знак – обозначение, призванное отличать товары разных изготовителей.

Товарные знаки могут быть: словесными (сочетание отдельных букв или цифр, фамилия), изобразительными (рисунки, графические символы, сочетание цветов), объемными (форма изделий или упаковка), комбинированными.

Товарный знак – важный объект промышленной собственности. Он выполняет функции гарантии качества товара и его рекламы. Используется во внутренней и международной торговлях. Субъектами права на товарный знак являются юридические и физические лица.

Товарные знаки, которыми маркируются производимые товары и оказываемые услуги, являются активным связующим звеном между изготовителем и потребителем.

Товарные знаки выполняют в экономике определенные функции:

1) отличительную;

2) информативную;

3) рекламную;

4) охранную;

5) гарантийную;

6) психологическую.

Одной из важных функций товарного знака является реклама выпускаемых изделий (отсюда и второе название – рекламное обозначение), поскольку завоевавший доверие потребителей товарный знак способствует продвижению любых товаров, маркируемых данным знаком.

Известно, что на мировом рынке цена изделий с товарным знаком в среднем на 15-20% выше, чем анонимных товаров.

Также товарный знак служит для защиты выпускаемой продукции на рынке и применяется в борьбе с недобросовестной конкуренцией.

Словесные товарные знаки составляют большинство из всех существующих, на мировом рынке их порядка 70%. Они наиболее легко запоминаются их легко распространять. В настоящее время во всем мире используется около 3-4 миллионов словесных товарных знаков, это примерно в 6 раз больше, чем полный объем лексики любого языка. В связи с тем, что основные группы наименований товарных знаков оказались исчерпанными, все чаще встречаются товарные знаки, представляющие собой искусственно образованные слова – неологизмы. они широко используются для обозначения новых веществ, препаратов, приборов и материалов. Как правило, они подчеркивают новизну и оригинальность товара, также обладают большой охраноспособностью.

Изобразительные товарные знаки гораздо менее эффективны чем словесные, поэтому в международной практике применяются сравнительно редко (в Швейцарии – 22%, в Германии – 20%, в США и Великобритании – 18%, во Франции – 16%).

Объемные товарные знаки представляют собой изображение товарного знака в трех измерениях – его длине, высоте и ширине. Предметом такого товарного знака может быть либо оригинальная форма изделия (например, форма свечи, мыла, пилюли и т. д.), либо его упаковка (форма бутылки для напитка или флакон для духов). Следует отметить, что часто упаковка при регистрации развертывается на плоскости, в этом случае она представляет комбинированный товарный знак.

Комбинированные товарные знаки представляют собой различные сочетания словесных и изобразительных элементов. На мировом рынке законодательство рекомендует подбирать такой комбинированный знак, чтобы каждый его элемент мог быть зарегистрирован в качестве самостоятельного. Однако комбинированный товарный знак может состоять из сочетания таких элементов, которые сами по себе не могут быть зарегистрированы. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы этикетки. Этикетка может быть зарегистрирована целиком в качестве комбинированного товарного знака (если предприятие желает закрепить за собой исключительное право на изготовление изделий с такой этикеткой).

Основным международным соглашением, регулирующим вопросы охраны прав на изобретения и товарные знаки, является Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Главная цель конвенции состоит в создании более льготных условий для патентования изобретений, промышленных образцов, регистрации товарных знаков фирмами, организациями и гражданами одних государств в другие.

Участники конвенции образуют Международный союз по охране промышленной собственности (Парижский союз), в котором участвуют 105 государств, в том числе и Россия. Для различных стран-участниц конвенция действует в разных редакциях в зависимости от того, какая из них ратифицирована соответствующей страной. Советский Союз присоединился к Парижской конвенции во всех ее редакциях с 1 июля 1965 года, а ее стокгольмский текст был ратифицирован СССР 19 сентября 1968 года.

Одним из основных принципов Парижской конвенции является принцип национального режима. Конвенция предусматривает предоставление гражданам и фирмам любой страны – ее участницы такой же охраны промышленной собственности, какая предоставляется или будет предоставляться в будущем своим гражданам законодательством данного государства. Это значит, что на территории той страны, где выдан патент, никто без согласия патентодателя не вправе использовать соответствующее изобретение, товарный знак или промышленный образец.

Действующее законодательство определяет товарный знак как обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц.

Термин «товарный знак», используемый в тексте закона, охватывает 2 разновидности:

1) собственно товарные знаки;

2) знаки обслуживания.

То есть услуга является таким же товаром или предметом договоров. как и вещественные объекты.

Экономическое значение использования знаков обслуживания и коммерческая целесообразность правовой охраны этих знаков, общие начала оценки исключительного права на их использование – все эти аспекты знаков обслуживания такие же, как и товарных знаков.

Товарные знаки дают возможность торговле точно и ясно определить предложение и гарантируют правовую охрану товаров. Товарные знаки могут быть объектом систематической рекламной деятельности.

Чем больше спрос на товар, тем больше искушение у других торговцев воспользоваться тем же знаком, что и его обладатель, ввести публику в заблуждение и отвлечь часть потребителей на себя.

Такими действиями нарушается:

1) интерес публики (под поддельным знаком ей предлагается товар худшего достоинства);

2) интерес продавца, впервые установившего репутацию товара, но уже независимо от того, будет ли товар под поддельным знаком хуже настоящего или равного или даже высшего качества. Закон, охраняя интерес второго рода, создает исключительное право на товарный знак.

Во всем мире подделка продукции принимает такие масштабы, что США включили эту тему в свою политическую программу. Некоторые изготовители оригинальных изделий в некоторых случаях сотрудничают с производителями пиратских продукции.

Пиратская продукция завладела рынком потребительских товаров. По данным МВД ее доля составляет примерно 30%. В одной только России ущерб, который наносится изготовителям оригинальной продукции, составляет от 3 до 5 миллиардов евро в год. На мировом рынке ежегодно сбывается пиратская продукция на сумму 300 миллиардов евро. Что характерно, 1/10 этого ущерба, то есть 30 миллиардов евро, приходится на немецкие предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: