Кредитование во внешней торговле

7.2.1. Определение международного кредита и его классификация

Международный кредит – это предоставление денежно-материальных ресурсов одних стран другим во временно пользование в сфере международных отношений, в т.ч. и во внешнеэкономических связях. Эти отношения осуществляются путем предоставления валютных и товарных ресурсов иностранным заемщиком на условиях возвратности и уплаты процентов, преимущественно в виде займов.

Классификация международного кредита

Международный кредит в современной практике по срокам подразделяется на:

- краткосрочный (до 1 года);

- среднесрочный (от 1 до 10 лет);

- долгосрочный (свыше 10 лет).

С точки зрения обеспечения он делится на:

- обеспеченный кредит (товарами, коммерческими документами и другими ценностями);

- необеспеченные (бланковые).

По форме кредиты подразделяются на товарные и валютные.

В зависимости от того, кто является кредитором:

- частные;

- правительственные;

- международных и региональных организаций.

С точки зрения объектов кредитования на финансовые и коммерчесике.

Кредиты предоставляются на условиях:

- возвратность;

- срочность;

- платность;

- обеспеченность;

В условиях рыночной экономики кредит выполняет следующие функции:

А) аккумуляция временно свободных денежных средств;

Б) перераспределение денежных средств на условиях их последующего возврата;

В) создание кредитных орудий обращения (банкнот и казначейских билетов) и кредитных операций;

Г) регулирование объема совокупного денежного оборота.

Двоякая роль международного кредита в условиях рыночной экономики проявляется в его использовании как средства взаимовыгодного сотрудничества стран и конкурентной борьбы.

Кредитование внешней торговли включает кредитование экспорта и импорта.

Кредитование экспорта проводится в двух формах:

А) Фирменного кредита – покупательских авансов, выдаваемых импортерами той или иной страны иностранным производителям или экспортерам.

Б) Банковского кредита в виде:

- кредитования под товары в стране-экспортере;

- предоставление ссуд под товары, находящиеся в пути (под обеспечение транспортных документов);

- выдачи кредита под товары или товарные документы в стране-импортере;

- ссуд, не обеспеченных товарами, которые получают крупные фирмы-экспортеры от банков, имеющих с ними длительные деловые связи или участвующих в их капитале.

Кредитование импорта также имеет две формы фирменного и банковского кредита. Фирменный (частный) кредит предоставляется экспортером иностранному импортеру в виде отсрочки платежа за товары. Два вида:

А) Кредит по открытому счету (предоставляется на основе соглашения, по которому экспортер записывает на счет импортера в качестве его долга стоимость проданных и отгруженных товаров, а импортер обязуется погасить кредит в установленный срок.

Б) Вексельный кредит, при котором экспортер после отгрузки товара выставляет тратту (переводный вексель) на импортера.

7.2.2. Факторинг

Факторинг приобретение права на взыскание долгов, на перепродажу товаров и услуг с последующим получением платежей по ним. Другими словами, факторинг является разновидностью посреднической деятельности, при которой фирма-посредник (факторинговая компания) за определённую плату получает от предприятия право взыскивать и зачислять на его счёт причитающиеся ему от покупателей суммы денег (право инкассировать дебиторскую задолженность). Одновременно с этим посредник кредитует оборотный капитал клиента и принимает на себя его кредитный и валютный риски.

Схема факторингого обслуживания

1 – заключение договора о факторинговом обслуживании

2 – поставка товара с отсрочкой платежа

3 – выплата досрочного платежа (до 85 % от суммы поставленного товара) сразу после поставки

4 - оплата за поставленный товар

5 - выплата остатка средств (от 15 % - после оплаты покупателем) за вычетом комиссионного вознаграждения фактора

Виды факторинговых операций

В основе факторинга лежит переуступка неоплаченных долговых требований факторинговой компании, что является общим элементом для всех видов факторинга, описанных ниже. Факторинговые операции банков классифицируются как:

- Открытый факторинг – это фирма факторинговой услуги, при которой должник уведомлён о том, что поставщик переуступает счета фактуры факторинговой компании.

- Закрытый, или конфедициальный факторинг – служит скрытым источником средств для кредитования продаж поставщиков товаров, т.к. никто из контрагентов клиента не осведомлён о переуступке им счетов фактур факторинговой компании. В данном случае плательщик ведёт счёты с самим поставщиком, который после получения платежа должен перечислить соответствующую его часть факторинговой компании для погашения кредита.

С правом регресса, т.е. обратного требования к поставщику возместить уплаченную сумму, или без подобного права. Данные условия связаны с рисками, которые возникают при отказе плательщика от выполнения своих обязательств, т.е. кредитными рисками.

С условием кредитовании поставщика в форме оплаты требований к определённой дате или предварительной оплаты. В первом случае клиент факторинговой компании, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через посредство компании, задача которой получить в пользу клиента платёж в сроки согласно хозяйственному договору (обычно от 30до 120 дней). Сумма переуступленных долговых требований (за минусом издержек) перечисляется поставщику на неопределённую дату или по истечении определённого времени. В случае предварительной оплаты факторинговая компания покупает счета-фактуры у клиента на условиях немедленной оплаты 80-90%стоимости отгрузки, резервные 10-20% стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на отдельном счёте на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, её цене и т.п. Основным преимуществом предварительной оплаты является то, что её размер представляет собой фиксированный процент от суммы долговых требований.

Помимо учёта счетов фактур факторинговая компания может выполнять ряд других услуг, связанных с расчётами и основной хозяйственно-финансовой деятельностью клиента:

- Вести полный бухгалтерский учёт дебиторской задолженности

- консультировать по вопросам организации расчетов, заключения хозяйственных договоров, своевременному получению платежей и т.п.

- информировать о рынках сбыта, ценах на товары, платежеспособности будущих покупателей и т.п.

- предоставлять транспортные, складские, страховые, рекламные и другие услуги.

В этих условиях факторинг становиться универсальной системой финансового обслуживания клиентов (конвенционный факторинг). За клиентом сохраняются практически только производственные функции. При такой форме факторинга клиент может существенно сократить собственный штат служащих, что способствует снижению издержек по производству и сбыту продукции. Но одновременно возникает риск почти полной зависимости клиента от факоринговой компании, т.к. такие отношения ведут к полному осведомлению фактора о делах своих клиентов, подчинению их своему влиянию и контролю.

Типы факторнговых операций

В зависимости от различных требований поставщика и факторинговой компании разработан ряд вариантов внутренних факторинговых соглашений.

Соглашение о полном обслуживании (открытом факторинге без права регресса) заключается обычно при постоянных и достаточно длительных контактах между поставщиком и факторинговой компанией. Полное обслуживание включает в себя: полную защиту от появления сомнительных долгов и обеспечение гарантированного притока денежных средств; управление кредитом; учет реализации; кредитование в форме предварительной оплаты (по желанию поставщика) или оплату суммы переуступленных долговых требований (за минусом издержек) к определенной дате.

Соглашение о полном обслуживании с правом регресса отличается от такового без права регресса тем, что факторинговая компания не страхует кредитный риск, который продолжает нести доставщик, т.е. компания имеет право вернуть поставщику долговые требования на любую сумму, не оплаченные клиентами в течение определенного срока (обычно в течение 90 дней с установленной даты платежа).

Разновидностью факторингового соглашения о полном обслуживании является агентское соглашение или соглашение об оптовом факторинге (открытом). Предприятие может наладить собственную эффективную систему учёта и управления кредитом, тем не менее оно будет нуждаться в защите от кредитных рисков и кредитовании. В этом случае факторинговая компания может предложить заключение агентского факторингового соглашения, в соответствии с которым она будет приобретать неоплаченные долговые требования, а поставщик будет выступать в качестве её агента по инкассированию. Преимущество данного соглашения заключается в том, что снижаются расходы факторинговой компании по оценке кредитоспособности и, следовательно, плата, взимаемая с поставщика.

Если поставщик заинтересован только в кредитовании со стороны факторинговой компании, то может быть заключено открытое или конфиденциальное соглашение об учете (дисконтировании) счетов-фактур. Дисконтирование счетов фактур является обычно одноразовой операцией, осуществляется селективно и не охватывает всего платёжного оборота поставщика.

Факторинг выгоден и поставщику, и покупателю, и фактору.

С его помощью поставщик может следующее:

- Увеличить объем продаж, число покупателей и конкурентоспособность, предоставив покупателям льготные условия оплаты товара (отсрочку) под надёжную гарантию;

- Получить кредит в размере до 90%от стоимости поставляемого товара, что ускорит оборачиваемость средств.

Покупатель может:

- Получить товарный кредит

- Избежать риска получения некачественного товара;

- Увеличить объем закупок

- Улучшить конкурентоспособность, ускорить оборачиваемость средств.

Основными доходами фактора являются:

- Проценты по кредиту

- Факторинговые тарифы

Таким образом, можно выделить главные экономические достоинства факторинга:

- Увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли

- Превращение дебиторской задолженности в наличные деньги

- Возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;

- Независимость и свобода от соблюдения сроков платежей со стороны дебиторов

- Повышение доходности

- Экономия собственного капитала

- Улучшение финансового планирования

Факторинг во внешнеэкономической деятельности

При обслуживании экспортера факторинговая компания заключает договор с факторинговой компанией страны-импортера и передаёт ей часть объема работ. Таким образом, участниками международных факторинговых сделок являются поставщик, покупатель, импорт-фактор (банк или импортная фактор-фирма) и экспорт-фактор (банк или экспортная фактор-фирма).

В международной торговле применяются 4 модели факторинга:

1. двухфакторный - позволяет разделить функции риски между импорт-фактором, расположенным в стране импортера, и экспорт-фактором, расположенным в стране экспортера. Главная цель этой модели - уменьшить финансирование до 100% и уменьшить расходы в административной сфере.

2. прямой импортный – имеет смысл когда экспортер производится в одну или две страны. Если экспортер имеет контрагентов во многих странах, то заключение одного соглашения с факторинговой компанией своей страны будет более удобным, чем большего количества прямых соглашений с факторинговыми компаниями других стран

3. прямой экспортный – при данной моделе не требуется подключения факторинговой фирмы в стране импортера.

4. «Бэк-ту-бэк» (back-to-back). Реализация сделки при этой технологии похожа на комбинацию двухфакторной схемы и обычного внутреннего факторинга.

7.2.3. Форфейтинг

При согласовании экспортных поставок самым частым источником проблем является дефицит денежных ресурсов у покупателя. Особенно это характерно для экспорта в развивающиеся и нестабильные страны. Именно по этой причине разнообразные механизмы средне- и долгосрочного торгового финансирования пользуются столь активным спросом. Форфейтинг как способ сравнительно долгосрочного финансирования представляет интерес для крупных несырьевых экспортеров. Форфейтинг решает проблему недостаточности свободных денежных средств покупателя при невозможности продавца предоставить отсрочку или рассрочку платежа за свой счет на нужное покупателю время. Как правило, суммы форфейтинговых контрактов не опускаются ниже 100 тыс. долларов, суммы же в сотни миллионов долларов не являются чем-то экзотическим.

Механизм форфейтинговой сделки сравнительно прост, чего нельзя сказать о процессе переговоров по поводу форфейтингового финансирования. Схема операции такова: платежное обязательство импортера выкупается форфейтором у продавца по пониженной цене, то есть с дисконтом. Обязательство является безусловным и безрегрессным — то есть, во-первых, оно перестает быть связанным с фактом поставки или качеством поставленного товара. Во-вторых, безрегрессность означает невозможность для форфейтора обратить к экспортеру требование о погашении задолженности покупателя. В этом состоит принципиальное отличие форфейтинга от факторинга. При этом на форфейтора переходят все риски сделки — страновые, валютные, процентные, риски банкротства гаранта/авалиста. Для операции форфетирования чаще всего используются векселя или аккредитивы, то есть те виды обязательств, которые регулируются международными нормативными документами.

Впрочем, в России форфейтинг имеет свои специфические особенности — например, здесь сделки совершаются не с векселями, а с аккредитивами. Это связано с тем, что при использовании векселей у экспортеров могут возникнуть проблемы с налоговым законодательством.

После этого подписывается контракт продавца с покупателем, а форфейтор направляет окончательную оферту экспортеру, которую последний может принять или отвергнуть. Впромежутке между офертой и ее акцептом риски покрываются опционами на валюту.

После того как договор с форфейтором подписан, стороны ждут фактического исполнения контракта и выдачи долгового обязательства — обычно этот период занимает от трех месяцев до полугода, иногда до года, в зависимости от производственно-коммерческого цикла экспортера. Затем вексель учитывается форфейтором (исполняется аккредитив), и средства поступают на счет экспортера.

Ставка дисконта при форфейтинге определяется несколькими факторами: уровнем странового риска, кредитным риском банка, гарантирующего сделку, авалирующего вексель или открывающего аккредитив импортера. Поэтому ставка дисконта может сильно варьироваться. Для экспортера это, впрочем, важно лишь постольку, поскольку растет цена контракта для покупателя, и последний может отказаться от сделки, посчитав приобретение слишком дорогим. Поэтому иногда экспортер делит с импортером цену финансирования — если получение контракта важнее недополученной прибыли.

Экспортеру форфейтинг выгоден по очень многим причинам.
Во-первых, потому что он позволяет повышать продажи. Ведь даже более дорогой товар с отсрочкой платежа будет куплен скорее, чем дешевый под аванс или с оплатой по факту.

Во-вторых, в момент передачи векселя (раскрытия аккредитива) на счет поступает денежная выручка и закрывается дебиторская задолженность, что сильно улучшает балансовые показатели.

В-третьих, как уже было сказано, экспортер снимает с себя абсолютно все виды рисков и проблемы с администрированием и учетом задолженности.

В-четвертых, при наличии контракта с форфейтором экспортеру даже может быть обеспечено предэкспортное финансирование под обязательство форфейтора. В-пятых, возможность предоставления покупателю кредита сильно улучшает конкурентные позиции экспортера.

Импортеры при форфейтинге также получают свои выгоды.

Во-первых, часто форфейторы предоставляют импортерам различные «бонусы» в виде льготного периода.

Во-вторых, график платежей (обычно раз в полгода) позволяет не отвлекать единовременно большие средства и планировать платежи заранее. Кроме того, ставки фиксируются в момент подписания контракта, что особенно выгодно в момент роста ставок, в периоды развития экономик.

В настоящее время трудно говорить о том, как будет развиваться форфейтинг в России — слишком много факторов могут повлиять на этот процесс. В ближайшее время ждать широкого предложения форфейтинговых услуг не приходится — скорее, он сохранится в качестве эксклюзивной банковской услуги. Если появление на рынке факторинга очень сильно изменило «качество жизни» продавцов, то форфейтинг в сравнении с факторингом не дает такого явного качественного скачка, несмотря на долгий срок и безрегрессность.

Важное условие для развития форфейтинга — длинный горизонт планирования. Если бизнес способен представить, что будет через пять лет или хотя бы через три года,— тогда форфейтинг может быть интересен. В условиях же политической и экономической нестабильности, постоянной перекройки законодательства бизнес просто не может планировать так надолго. А инструменты для тех, кто глядит далеко вперед, будут интересны рынку тогда, когда власть создаст спокойные условия для работы и предприятий экспортеров, и банков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: