1. Ознакомиться с основными характеристиками рыночной системы хозяйства.
2. Уяснить принципы и стимулы развития, свойственные рынку.
3. Понять роль ценового механизма и конкуренции в рыночной экономике.
4. Уяснить, каким образом ценовой механизм и конкуренция решают фундаментальные проблемы экономической организации общества.
5. Раскрыть преимущества и недостатки рыночного механизма хозяйствования.
6. Выявить причины, форму и объективные границы вмешательства государства в развитие рыночной экономики.
7. Ознакомиться с простейшей рыночной моделью кругооборота доходов, ресурсов и продукта и выяснить ее инструментальную роль в изучении рыночной хозяйственной системы.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
а. Право собственности
б. Рынок
в. Рынок ресурсов
г. Разделение труда
д. Свобода предпринимательства
е. Несовершенная конкуренция
ж. Совершенная конкуренция
з. Деньги
и. Бартер
к. Рынок продуктов и услуг
л. Экономические издержки
м. Экономическая прибыль
н. Специализация
о. Общественные товары (блага)
п. Ценовый механизм (ценовая система)
р. Внешние эффекты
1. Обмен товара на товар (услугу).
2. Право использовать и/или владеть экономическими ресурсами.
3. Механизм, который соединяет покупателя и продавца.
4. Товар (или услуга), который не может исключаться из потребления. Он производится в рамках государственного сектора при условии, если приносит большую общественную пользу.
5. Рыночная структура, для которой характерно большое число независимых продавцов и покупателей, имеющих право свободного входа на рынок и выхода из- него.
6. Использование индивидом, фирмой, регионом или страной ресурсов для производства одного или нескольких определенных видов товаров и услуг.
7. Эффекты производства или потребления данного блага, воздействие которого на третьих лиц (они не являются ни продавцами, ни покупателями) никак не отражается в цене этого блага.
8. Рыночная структура, в которой ограничено число покупателей и (или) продавцов и отсутствует свободный вход на рынок. Такая структура позволяет отдельным рыночным агентам оказывать влияние на уровень цен и масштабы производства.
9. Разделение трудового процесса на отдельные операции, которые выполняются разными работниками.
10. Альтернативные издержки.
11. Использование и распределение ресурсов на основе ценовых сигналов.
12. Право использовать частные экономические ресурсы по своему выбору, открывать и закрывать производство по собственному желанию, самостоятельно выбирать сферу деятельности и определять ее масштабы.
13. Имущество, обладающее абсолютной способностью к обмену (абсолютной ликвидностью).
14. Общий доход фирмы за вычетом всех ее альтернативных издержек.
15. Рынок, на котором домохозяйства продают предпринимателям принадлежащие им факторы производства.
16. Рынок, на котором предприниматели продают, а семейные хозяйства покупают продукты и услуги.