Организация личностного взаимодействия

Она базируется на общих принципах коррекционно-развивающего образования1 и методических принципах, изложенных в § 21 данной главы, которые в свою очередь тесно соприкасаются с идеями педагогики сотрудничества. Отношения «учитель — ученик занимают в них важнейшее место. Ученик рассматривается не как объект педагогического воздействия учителя, а как равно-правный Субъект учебной деятельности, которая осуществляется формах соучастия, сопереживания, сотворчества, содружества, при этом основными ценностными ориентирами являются переход от педагогики требований к педагогике отношений и личностно-ориентированный подход к ученикам.

1 См.: Коррекционная педагогика в начальном образовании. — С, 57 — 59

В чем суть обозначенных ориентиров?

Педагогика отношений подразумевает:

- оптимизм по отношению к ребенку, веру в его силы и возможности, создание ситуаций одобрения, поддержки, доброжелательности;

- самоуважение и свободу выражения своей позиции (мыслей, мнений, желаний, отношений) при равном уважении позиции другого;

- демократический стиль общения без подавления, принуждения, запретов, категоричности суждений.

Личностно-ориентированный подход определяется как один из главных принципов коррекционно-развивающего образования.

Каждый ребенок индивидуален. Он является самобытным и неповторимым представителем человеческого рода, обладает присущим только ему физическим и психическим содержанием. Его ощущения, образ и способ мыслей, восприятия и представления абсолютно субъективны. И никому не дано точно представить себе, как воспринимает и как понимает окружающий мир другой человек. Субъективность проявляется в разнообразных отношениях ребенка к миру и с миром, к самому себе и с самим собой. В равной степени это относится и к обучению. Поскольку каждый ребенок обладает индивидуальными особенностями усвоения учебного материала, И.С.Якиманская из процесса обучения как деятельности, направленной на передачу накопленных знаний подрастающему поколению, выделяет процесс учения как индивидуальную деятельность ребенка по усвоению передаваемых ему знаний'. Именно психология учения и становится той базой, на которую опираются коррекционно-развивающие технологии, реализуя личностно-ориентированный подход. Они предполагают:

- отказ от ориентации на среднего ученика, приоритет индивидуальных нужд и возможностей каждого ребенка;

- признание и уважение саморазвития ребенка, предоставле­ние ему прав на собственную точку зрения, на ошибку или добросовестное заблуждение, на усвоение учебного материала в индивидуальном темпе;

- использование психолого-педагогического изучения детей; знание учителем предпосылок, обусловливающих трудности в учении или общении с окружающими, и умение смягчать или устранять их, не нанося ущерба достоинству ребенка;

- прогнозирование развития и уровня обученности ученика контроль по критерию относительной успешности (оценка себе: нынешнего по сравнению с собой прежним).

Обучение строится на совместной равноправно-партнерской деятельности учителя и учеников, в которой учитываются индивидуально-избирательные предпочтения ученика в содержан материала (известно, что весь материал не может в равной степе ни нравиться ученику или усваиваться им с одинаковой легкостью, отсюда разная степень комфортности при изучении той или иной учебной единицы), в способах и темпе учебной деятельности, в эмоционально-личностных отношениях.

' См.: Якиманская И.С. Знания и мышление школьника. — М., 1985.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: