Работа над бордюрами этого вида ставит детей перед необходимостью решать одновременно две задачи — распространять рисунок как по горизонтали, т.е. менять цвета в определенном алгоритме, так и по вертикали (изменять интенсивность цвета от ряда к ряду).
В начале рисования многоярусного бордюра учитель учит детей пользоваться двумя степенями нажима: сильным нажимом, но так, чтобы карандаш не сломался, и совсем слабым. Затем они пробуют закрашивать бордюр с тремя степенями нажима: слабо нажимая на карандаш, нажимая чуть больше и, наконец, сильно. Это позволяет составлять бордюр уже не из двух или четырех строчек, а из трех или шести. Так постепенно дети учатся регулировать степень нажима на карандаш. Ученикам IV класса можно задавать диапазон развития интенсивности цвета по вертикали, предложив им цветной образец бордюра. При этом дети могут выбрать цвета, не совпадающие с образцом, но их интенсивность должна быть максимально приближена к данной.
Многоярусный бордюр имеет несколько вариантов, обучение которым проходит в следующей последовательности.
|
|
А. Рисование начинается с нижнего ряда вверх.
Учитель просит учеников нарисовать ритмичный бордюр из трех или шести цветов и обозначить этот ряд цифрой 1.
Затем этот же бордюр повторяется на строку выше теми же цветами (т.е. красный над красным, синий над синим и т.д.), но уже другой цветовой интенсивности. При этом насыщенность цвета может как усиливаться, так и ослабляться или быть волнообразной, например: первая строка закрашена ярко, вторая — слабее, третья — опять ярко, четвертая — слабее и т.д. Таким образом ученики рисуют три-четыре строки (рис. 11. 1).
Рис. 11 (1)
К | О | З | Ж | Г | С | К | О | З | Ж | Г | С | ||
К | О | З | Ж | Г | С | К | О | З | Ж | Г | С | ||
К | О | З | Ж | Г | С | К | О | З | Ж | Г | С | ||
К | О | З | Ж | Г | С | К | О | З | Ж | Г | С |
Б. Бордюр выполняется сверху вниз, вторая строка бордюра располагается под первой и т.д. (рис. 11, 2).
К | О | З | Ж | Г | С | К | О | З | Ж | Г | С | ||
К | О | З | Ж | Г | С | К | О | З | Ж | Г | С | ||
К | О | З | Ж | Г | С | К | О | З | Ж | Г | С | ||
К | О | З | Ж | Г | С | К | О | З | Ж | Г | С |
Рис. 11 (2)
В. Состоит из строчек бордюра «Змейка» и выполняется снизу вверх (рис. 11, 3).
Ж | З | О | К | С | Г | Ж | З | О | К | С | Г | Ж | З | О | К |
З | Ж | Г | С | К | О | З | Ж | Г | С | К | О | З | Ж | Г | С |
О | К | С | Г | Ж | З | О | К | С | Г | Ж | З | О | К | С | Г |
К | О | З | Ж | Г | С | К | О | З | Ж | Г | С | К | О | З | Ж |
Рис. 11 (3)
Г. Состоит из строчек бордюра «Змейка», но строится сверю вниз (рис. 11, 4).
К | О | З | Ж | Г | С | К | О | З | Ж | Г | С | К | О | З | Ж |
О | К | С | Г | Ж | З | О | К | С | Г | Ж | З | О | К | С | Г |
З | Ж | Г | С | К | О | З | Ж | Г | С | К | О | З | Ж | Г | С |
Ж | З | О | К | С | Г | Ж | З | О | К | С | Г | Ж | З | О | К |
Рис. 11 (4)
|
|
Д. Выполнение любого из вариантов многоярусного бордюра с изменением насыщенности цвета не по вертикальным строкам, а в горизонтальном направлении. Например, первая строка: красный цвет — слабый нажим, оранжевый — сильный, зеленый - слабый, желтый — сильный и т.д.; вторая строка: над клеткой слабым (сильным) нажимом следует клетка того же или цвета, но с таким же нажимом (рис. 11, 5)
С | Г | Ж | З | О | К | С | Г | Ж | З | О | К | С | Г | Ж |
К | О | З | Ж | Г | С | К | О | З | Ж | Г | С | К | О | З |
С | Г | Ж | З | О | К | С | Г | Ж | З | О | К | С | Г | Ж |
К | О | З | Ж | Г | С | К | О | З | Ж | Г | С | К | О | З |
Рис. 11 (5)