Развитие оптического восприятия

Для развития пространственного восприятия и мышления, зрительного внимания и памяти, умения произвольно рассматривать анализировать оптические объекты учитель может самостоятельно разрабатывать упражнения, используя материалы психологически х тестов соответствующего направления, в частности тесты не­мецкого психолога Г.Айзенка. Ниже приведены образцы упраж­нений (рис. 13. /, 2, 3, 4), построенных на базе этих тестов.

1. Треугольник 1 поворачивается против часовой стрелки. Какая из фигур лишняя?

ь

Рис.13

2. Какую фигуру из рамки нужно вставить на свободное место (рис.14)?

Рис. 14

3. Подумай, как из фигур групп А и Б образовалась группа В? Таким же образом составь группу 3 из фигур первой и второй (рис. 15).

1 3

Рис. 15

4. Подумай, как из букв первого и второго слов образовалось слово в скобках. Образуй таким же способом слово в скобках на второй строке.

БАГОР (РОСА) ТЕСАК

ГАРАЖ (****) ТАБАК

Эффективно содействуют развитию зрительного анализатора и пространственного мышления упражнения (5 — 7), разработанные известным отечественным психологом А.З.Заком1.

5. В каком из трех указанных стрелками направлений — по диагонали, по вертикали или горизонтали — надо передвинуть фигуры группы Л, чтобы получилась группа Б (рис. 16)?

Рис. 16

6. Какие три передвижения следует сделать с фигурами группы чтобы получилась группа Б (рис. 17)?

Л о
 
  Л  
о  

Рис. 17

'См.: Зак А. 3. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6 —7 лет. М., 1996; Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет. — М., 1™

7. Из клетки с какой фигурой (/, 2, -?или 4) можно попасть в клетку с двумя квадратами одним прямым прыжком (рис. 18)? (Прямой прыжок - движение по вертикали или по горизонтали через одну клетку.)

Рис. 18

По аналогии с приведенными упражнениями учитель может разработать и другие, также способствующие развитию зритель­ного анализатора, пространственного представления и коррекции недостатков их развития. Например, упражнения 8—11.

8. Из каких частей, изображенных в правой рамке, можно составить фигуры, показанные слева (рис. 19). Соедини нужные части линиями.

Рис. 19

Если это задание предъявляется ребенку-левше, то фигуры должны быть расположены справа от их частей.

9. В рамке даны две группы значков. Рассмотри фишки и попробуй понять, по какому правилу нужно вписывать в них значки (рис. 20).

Рис. 20

10. Вставь выпавшие фигуры (буквы) так, чтобы они не повторялись вертикали (в столбцах) и по горизонтали (в рядах) (рис. 21).

Рис. 21

11. Напиши буквы в клетках правой таблицы так, чтобы они не повторялись по вертикали (в столбцах), по горизонтали (в строках) (рис. 22)

Рис. 22 Развитие двигательных ощущений

Выполняя с детьми упражнения в письме любого элемента бук­вы, самой буквы или короткого слова на уроках каллиграфии можно преследовать разные цели, среди которых важными явля­ются формирование двигательных навыков и развитие двигатель­ных ощущений. Для достижения первой цели можно использовать различные прописи. Ниже представлены упражнения для дости­жения второй цели — формирования умения осознавать свои дви­гательные ощущения. Их следует выполнять в предусмотренный педагогом последовательности, поскольку она отражает степень усложнения задачи. В случае пропуска одного из упражнений или их предъявления в ином порядке нарушается технологическая по­следовательность развития умений, из-за чего у детей могут воз­никнуть трудности.

Упражнения достаточно сложны для детей группы риска, по­этому вводить их необходимо постепенно, распределив на все че­тыре года обучения в соответствии с готовностью учеников к го выполнению. Так, например, в 1 классе следует ограничиться уп­ражнением 1 на материале элементов букв, собственно букв и сочетаний из двух букв.

Очень осторожно учитель может попробовать ввести написа­ние элементов букв по самому простому варианту упражнения 2и сразу отказаться от него, если заметит, что у детей появились значительные трудности. Во II классе можно предложить школь­никам упражнение 2 на материале букв и сочетаний двух букв, а также тренировать их в упражнении 1 на материале слогов и из трех букв типа мак.

Иными словами, учителю всегда надо помнить о степени трудности задания. Работа только тогда приносит радость и удовлетворение, а следовательно, и пользу, когда трудности, возникающие при ее исполнении, с успехом преодолеваются. Оценивая и подвергая пробной проверке зону ближайшего развития своих учеников, учитель, должен

всегда быть готов отступить назад, если почувствует, что трудности для них непосильны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: