Для развития пространственного восприятия и мышления, зрительного внимания и памяти, умения произвольно рассматривать анализировать оптические объекты учитель может самостоятельно разрабатывать упражнения, используя материалы психологически х тестов соответствующего направления, в частности тесты немецкого психолога Г.Айзенка. Ниже приведены образцы упражнений (рис. 13. /, 2, 3, 4), построенных на базе этих тестов.
1. Треугольник 1 поворачивается против часовой стрелки. Какая из фигур лишняя?
ь
Рис.13
2. Какую фигуру из рамки нужно вставить на свободное место (рис.14)?
Рис. 14
3. Подумай, как из фигур групп А и Б образовалась группа В? Таким же образом составь группу 3 из фигур первой и второй (рис. 15).
1 3
Рис. 15
4. Подумай, как из букв первого и второго слов образовалось слово в скобках. Образуй таким же способом слово в скобках на второй строке.
БАГОР (РОСА) ТЕСАК
ГАРАЖ (****) ТАБАК
Эффективно содействуют развитию зрительного анализатора и пространственного мышления упражнения (5 — 7), разработанные известным отечественным психологом А.З.Заком1.
|
|
5. В каком из трех указанных стрелками направлений — по диагонали, по вертикали или горизонтали — надо передвинуть фигуры группы Л, чтобы получилась группа Б (рис. 16)?
Рис. 16
6. Какие три передвижения следует сделать с фигурами группы чтобы получилась группа Б (рис. 17)?
Л | о | |
□ | ||
Л | ||
□ | о |
Рис. 17
'См.: Зак А. 3. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6 —7 лет. М., 1996; Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет. — М., 1™
7. Из клетки с какой фигурой (/, 2, -?или 4) можно попасть в клетку с двумя квадратами одним прямым прыжком (рис. 18)? (Прямой прыжок - движение по вертикали или по горизонтали через одну клетку.)
Рис. 18
По аналогии с приведенными упражнениями учитель может разработать и другие, также способствующие развитию зрительного анализатора, пространственного представления и коррекции недостатков их развития. Например, упражнения 8—11.
8. Из каких частей, изображенных в правой рамке, можно составить фигуры, показанные слева (рис. 19). Соедини нужные части линиями.
Рис. 19
Если это задание предъявляется ребенку-левше, то фигуры должны быть расположены справа от их частей.
9. В рамке даны две группы значков. Рассмотри фишки и попробуй понять, по какому правилу нужно вписывать в них значки (рис. 20).
Рис. 20
10. Вставь выпавшие фигуры (буквы) так, чтобы они не повторялись вертикали (в столбцах) и по горизонтали (в рядах) (рис. 21).
Рис. 21
11. Напиши буквы в клетках правой таблицы так, чтобы они не повторялись по вертикали (в столбцах), по горизонтали (в строках) (рис. 22)
|
|
Рис. 22 Развитие двигательных ощущений
Выполняя с детьми упражнения в письме любого элемента буквы, самой буквы или короткого слова на уроках каллиграфии можно преследовать разные цели, среди которых важными являются формирование двигательных навыков и развитие двигательных ощущений. Для достижения первой цели можно использовать различные прописи. Ниже представлены упражнения для достижения второй цели — формирования умения осознавать свои двигательные ощущения. Их следует выполнять в предусмотренный педагогом последовательности, поскольку она отражает степень усложнения задачи. В случае пропуска одного из упражнений или их предъявления в ином порядке нарушается технологическая последовательность развития умений, из-за чего у детей могут возникнуть трудности.
Упражнения достаточно сложны для детей группы риска, поэтому вводить их необходимо постепенно, распределив на все четыре года обучения в соответствии с готовностью учеников к го выполнению. Так, например, в 1 классе следует ограничиться упражнением 1 на материале элементов букв, собственно букв и сочетаний из двух букв.
Очень осторожно учитель может попробовать ввести написание элементов букв по самому простому варианту упражнения 2и сразу отказаться от него, если заметит, что у детей появились значительные трудности. Во II классе можно предложить школьникам упражнение 2 на материале букв и сочетаний двух букв, а также тренировать их в упражнении 1 на материале слогов и из трех букв типа мак.
Иными словами, учителю всегда надо помнить о степени трудности задания. Работа только тогда приносит радость и удовлетворение, а следовательно, и пользу, когда трудности, возникающие при ее исполнении, с успехом преодолеваются. Оценивая и подвергая пробной проверке зону ближайшего развития своих учеников, учитель, должен
всегда быть готов отступить назад, если почувствует, что трудности для них непосильны.