1. Упражнения для губ:
а) закрытые губы плотно сжать, потом расслабить, не открывая;
б) слегка приоткрытые губы растянуть в улыбку, затем вытянуть в трубочку;
в) губы вытягиваются в трубочку постепенно: сначала чуть-чуть, примерно как при произнесении звука [а], потом как произнесении звука [о] и, наконец, как при произнесении [у] (сами звуки при этом не произносятся);
г) плотно сжатые губы открываются сильным толчком («взрыв»),
2. Упражнения для языка:
а) широко распластанный язык неподвижно лежит на губе;
б) кончик широкого чуть высунутого языка поднимается кверху и опускается вниз;
в) слегка высунутый язык лежит на нижней губе, работают края — язык становится то широким («лопата»), то узким («шильце»);
г) кончик языка гладит бугорок за верхними зубами из стороны в сторону и спереди назад;
д) кончик языка гладит изнутри нижнюю десну и зубы из стороны в сторону и сверху вниз;
е) язык поочередно упирается кончиком в верхние и нижние зубы.
3. Упражнение для голосовых связок: отдельные слова, слово сочетания или предложения произносятся шепотом — тихим (да себя») и громким («для других»), голосом — тихим («для себя»: громким («для других»).
|
|
Артикуляционная гимнастика напоминает логопедическую, не используемая на уроке, она решает иные задачи. Если логопед учит детей управлять артикуляционным аппаратом для того, чтобы потом сложить правильный уклад при постановке звуков, т учитель переносит акцент на кинестетические ощущения. Поэтому и следует обращать внимание не на правильность артикуляции, а на ее осознание ребенком. Важно, чтобы он научился чувствовать именно свою, индивидуальную артикуляцию.
Эту гимнастику целесообразно проводить на каждом уроке письма. Обычно для нее отводятся первые 2 — 4 мин урока. В начале обучения в I классе следует выполнять все упражнения, потом постепенно их число можно уменьшать, выбирая только движения, связанные с содержанием данного урока.