Звуки речи

Понятие «звук речи». Звуки как явление окружающего

В начале сентября, когда дети познакомятся со слоном как единицей речи, поупражняются в определении количества услышанных слов, можно перейти к следующему этапу обучения - осмыслению звукового состава слов.

Сначала внимание учеников привлекается к привычным звукам окружающего мира для того, чтобы актуализировать их чувственные представления о звуке. Под руководством учителя от слушают различные звуки (стук, постукивание, скрип, шуршание, скрежет, звон и т.п.), пытаются охарактеризовать их и сравнить по звучанию, описать возникающие слуховые ассоцциации. Одновременно ведется работа по активизации и уточнению словаря на материале называния звуков. В заключение учитель просит детей сказать, что такое, по их мнению, звук. Обобщающее суж­дение позволит им при помощи внешней речи уточнить слое по­нимание этого явления.

После осознания звуков, которые создают общий слуховой фон нашей жизни, учитель предлагает ученикам сравнить звуки, издаваемые окружающими предметами и животными, и обращает вни­мание детей на содержащуюся в них информацию. Так, скрип со­сны говорит о том, что дерево заболело и ослабло, скоро оно сломается. Стук ветки в окно рассказывает о том, что около дом растет дерево и его ветви дотягиваются до окна, о том, что на улице ветреная погода и чем сильнее и чаще слышится стук, теп, значит, резче дует ветер. Аналогично анализируются и другие зву­ки, доступные непосредственному восприятию.

В заключение следует вывод: «Звуки, издаваемые окружающи­ми нас предметами, рождаются под воздействием каких-либо обстоятельств, а не по желанию самих предметов».

В отличие от них звуки, производимые животными, в боль­шинстве своем произвольны. Они возникают тогда, когда животное хочет показать либо сообщить, что оно голодно, или рассер­жено, или увидело врага, или испытывает боль. Животные обе­дают специальным голосовым аппаратом, которого нет у деревьев, ветра, веток. В звуках, издаваемых живыми существами, мучительно больше информации, чем в стуке, скрипе или шел вместе с тем в крикс, например, вороны ее сородичи могут слышать и понять тревогу, но ворона не может сообщить, как именно враг нападает и откуда, т.е. животные могут известить, но не могут рассказать, объяснить.

Такой вывод делается в конце беседы. После него возникает резонный вопрос; а чьи же звуки могут рассказывать и объяснять? — Человека.

Учитель организует беседу таким образом, чтобы дети, сравнивая способы общения животных с речью человека, наглядно увидели особенности звуков, которые издает человек. Учитель обращает внимание на то, что люди не просто производят разные звуки (чихают, кашляют, кряхтят, смеются), но и говорят, и бывает, что при этом у них двигаются губы. Без видимых движений губ говорить невозможно. Дети легко убеждаются в этом, проведя нехитрый эксперимент: пытаясь говорить с закрытым и с открытым ртом, но не двигая губами. Учитель сопровождает такие попытки комментариями и репликами, которые помогают понять, что движения губ позволяют человеку произносить разные звуки; из этих звуков получаются слова, слова затем складываются в пред­ложения.

Таким образом, можно сделать следующий заключительный вывод: «Животные издают только несколько звуков, а человек мо­жет произносить много звуков — это звуки его речи; звуки скла­дываются в слова; человек знает очень много слов, при помощи которых может рассказать о чем угодно».

Артикуляционный аппарат человека и способы образования

звуков речи

Наблюдая способы образования звуков речи, учитель прежде всего указывает детям на губы: они все время двигаются, изме­няют свое положение; затем на язык, который то поднимается кверху и дрожит [р], то упирается в зубы [с], то слегка высовы­вается [л]. Учитель подсказывает школьникам слова, с помощью которых можно описывать положения губ и языка при произне­сении того или иного звука речи, побуждает их делать это само­стоятельно.

Очень важно, чтобы ученики описывали только свои личные ощущения, вслушиваясь в собственные звуки, даже несмотря на то, что иногда их произношение может быть дефектным. Учитель — не логопед. У него иная задача, которую он и должен решать на уроках русского языка: формировать прочные устойчивые связи между индивидуальной артикуляцией ребенка, звуком и графическим образом соответствующей буквы. Только в этом случае можно предупредить негативное воздействие нарушений звукопроизношения на письмо.

Такой подход не исключает коррекции звукопроизношения, Должна проводиться в другое время, в других условиях и, разумеется, специалистом - логопедом. Практикой доказано, что при осмысленном и произвольном отношении к собственной артикуляции развития умения управлять артикуляционными органами у некоторых детей происходит самопроизвольная коррекция дефектного произношения звуков.

Определение количества звуков с опорой на слух и движения

артикуляционного аппарата

Уяснив, что такое звуки речи, дети упражняются в определении их количества в группах из двух-трех звуков. Сначала учится, произносит звуки, отделяя их друг от друга короткой паузой, например: [о] — |б), [с] — [в]. Ученики обозначают каждый звук небольшим кружком или точкой.

Когда они освоятся с такими упражнениями, учитель начнет называть группы звуков без пауз, например: [ар], [фам] и т.п.. Сопоставляя звучание одного отдельного звука и группы из двух звуков [а] — [ар], а затем группы из двух с группой из трех звуков [ар] — [ару], дети учатся определять количество услышанных звуков и обозначать каждый из них кружком (или точкой).

Одновременно учитель знакомит их с приемами написания зву­ковых диктантов. Он произносит слово из двух-трех звуков, на­пример: уж, сын, а ученики чертят состоящие из кружков (или точек) звуковые схемы: О О, ООО (••, •••).

Классификация звуков по способу произнесения

Сравнивая способы произнесения разных звуков, ученики с помощью учителя приходят к выводу, что они делятся на две груп­пы: одни произносятся с преградой, другие — без преграды.

Далее следует выполнение упражнений в различении и груп­пировке звуков по наличию или отсутствию преграды во рту. Их основная задача — формирование и закрепление связи «звук-наличие или отсутствие преграды». Однако, принимая во внима­ние, что младшие школьники еще не очень четко ощущают ра­боту речевых органов, целесообразно просто выучить шесть зву­ков, которые произносятся без преграды, — [а], |о], [у], [и], [ы], [э].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: