Понятие «звук речи». Звуки как явление окружающего
В начале сентября, когда дети познакомятся со слоном как единицей речи, поупражняются в определении количества услышанных слов, можно перейти к следующему этапу обучения - осмыслению звукового состава слов.
Сначала внимание учеников привлекается к привычным звукам окружающего мира для того, чтобы актуализировать их чувственные представления о звуке. Под руководством учителя от слушают различные звуки (стук, постукивание, скрип, шуршание, скрежет, звон и т.п.), пытаются охарактеризовать их и сравнить по звучанию, описать возникающие слуховые ассоцциации. Одновременно ведется работа по активизации и уточнению словаря на материале называния звуков. В заключение учитель просит детей сказать, что такое, по их мнению, звук. Обобщающее суждение позволит им при помощи внешней речи уточнить слое понимание этого явления.
После осознания звуков, которые создают общий слуховой фон нашей жизни, учитель предлагает ученикам сравнить звуки, издаваемые окружающими предметами и животными, и обращает внимание детей на содержащуюся в них информацию. Так, скрип сосны говорит о том, что дерево заболело и ослабло, скоро оно сломается. Стук ветки в окно рассказывает о том, что около дом растет дерево и его ветви дотягиваются до окна, о том, что на улице ветреная погода и чем сильнее и чаще слышится стук, теп, значит, резче дует ветер. Аналогично анализируются и другие звуки, доступные непосредственному восприятию.
|
|
В заключение следует вывод: «Звуки, издаваемые окружающими нас предметами, рождаются под воздействием каких-либо обстоятельств, а не по желанию самих предметов».
В отличие от них звуки, производимые животными, в большинстве своем произвольны. Они возникают тогда, когда животное хочет показать либо сообщить, что оно голодно, или рассержено, или увидело врага, или испытывает боль. Животные обедают специальным голосовым аппаратом, которого нет у деревьев, ветра, веток. В звуках, издаваемых живыми существами, мучительно больше информации, чем в стуке, скрипе или шел вместе с тем в крикс, например, вороны ее сородичи могут слышать и понять тревогу, но ворона не может сообщить, как именно враг нападает и откуда, т.е. животные могут известить, но не могут рассказать, объяснить.
Такой вывод делается в конце беседы. После него возникает резонный вопрос; а чьи же звуки могут рассказывать и объяснять? — Человека.
Учитель организует беседу таким образом, чтобы дети, сравнивая способы общения животных с речью человека, наглядно увидели особенности звуков, которые издает человек. Учитель обращает внимание на то, что люди не просто производят разные звуки (чихают, кашляют, кряхтят, смеются), но и говорят, и бывает, что при этом у них двигаются губы. Без видимых движений губ говорить невозможно. Дети легко убеждаются в этом, проведя нехитрый эксперимент: пытаясь говорить с закрытым и с открытым ртом, но не двигая губами. Учитель сопровождает такие попытки комментариями и репликами, которые помогают понять, что движения губ позволяют человеку произносить разные звуки; из этих звуков получаются слова, слова затем складываются в предложения.
|
|
Таким образом, можно сделать следующий заключительный вывод: «Животные издают только несколько звуков, а человек может произносить много звуков — это звуки его речи; звуки складываются в слова; человек знает очень много слов, при помощи которых может рассказать о чем угодно».
Артикуляционный аппарат человека и способы образования
звуков речи
Наблюдая способы образования звуков речи, учитель прежде всего указывает детям на губы: они все время двигаются, изменяют свое положение; затем на язык, который то поднимается кверху и дрожит [р], то упирается в зубы [с], то слегка высовывается [л]. Учитель подсказывает школьникам слова, с помощью которых можно описывать положения губ и языка при произнесении того или иного звука речи, побуждает их делать это самостоятельно.
Очень важно, чтобы ученики описывали только свои личные ощущения, вслушиваясь в собственные звуки, даже несмотря на то, что иногда их произношение может быть дефектным. Учитель — не логопед. У него иная задача, которую он и должен решать на уроках русского языка: формировать прочные устойчивые связи между индивидуальной артикуляцией ребенка, звуком и графическим образом соответствующей буквы. Только в этом случае можно предупредить негативное воздействие нарушений звукопроизношения на письмо.
Такой подход не исключает коррекции звукопроизношения, Должна проводиться в другое время, в других условиях и, разумеется, специалистом - логопедом. Практикой доказано, что при осмысленном и произвольном отношении к собственной артикуляции развития умения управлять артикуляционными органами у некоторых детей происходит самопроизвольная коррекция дефектного произношения звуков.
Определение количества звуков с опорой на слух и движения
артикуляционного аппарата
Уяснив, что такое звуки речи, дети упражняются в определении их количества в группах из двух-трех звуков. Сначала учится, произносит звуки, отделяя их друг от друга короткой паузой, например: [о] — |б), [с] — [в]. Ученики обозначают каждый звук небольшим кружком или точкой.
Когда они освоятся с такими упражнениями, учитель начнет называть группы звуков без пауз, например: [ар], [фам] и т.п.. Сопоставляя звучание одного отдельного звука и группы из двух звуков [а] — [ар], а затем группы из двух с группой из трех звуков [ар] — [ару], дети учатся определять количество услышанных звуков и обозначать каждый из них кружком (или точкой).
Одновременно учитель знакомит их с приемами написания звуковых диктантов. Он произносит слово из двух-трех звуков, например: уж, сын, а ученики чертят состоящие из кружков (или точек) звуковые схемы: О О, ООО (••, •••).
Классификация звуков по способу произнесения
Сравнивая способы произнесения разных звуков, ученики с помощью учителя приходят к выводу, что они делятся на две группы: одни произносятся с преградой, другие — без преграды.
Далее следует выполнение упражнений в различении и группировке звуков по наличию или отсутствию преграды во рту. Их основная задача — формирование и закрепление связи «звук-наличие или отсутствие преграды». Однако, принимая во внимание, что младшие школьники еще не очень четко ощущают работу речевых органов, целесообразно просто выучить шесть звуков, которые произносятся без преграды, — [а], |о], [у], [и], [ы], [э].