double arrow

О О О О О О О


· · · · · · · - звуковые схемы,

O O O O O O O

o и а

м · · · й · а - звукобуквенные схемы;

O ? O O ? O ?
O ? O O ? O ?
o и а
м · · · й · а

_______ ______ ______ -слоговая схема;

_______ ______ ______ - слогобуквенная схема;

о и а

O ? OO ?O ? - слогозвуковая схема;

O ? OO ?O ? - слогозвукобуквенная схемы.

о и а

м · · · й · а

Используемые обозначения:

O ▲OO▲OO - обозначение орфограммы («опасного места» в слове).

O - отдельный звук речи;

· - звук в схемах, не предусматривающих акустических характеристик;

? - гласный звук (закрашивается красным цветом);

— изображение слова (допускается обозначение глаголов двумя параллельными чертами);

___графическое изображение слога;

— разделительная линия между слогами;

▲— опасное место в слове — орфограмма (закрашивается со­ответственно красным, синим или зеленым цветом либо остается незакрашенной).

При обучении детей построению схем целесообразно одновре­менно знакомить их и с соответствующими названиями, показывая тем самым, что в них содержится план действий: названия могут меняться и зависимости от последовательности действий.

Например, звукобуквослоговаясхема слова моржиха строится следующим образом:

1) чертим звуковую схему слова: О О О О О О О ;

2) находим гласные и обозначаем их красным цветом;

O ? O O ? O ?;

3) обозначаем буквами звуки, заданные учителем:

O ? O O ? O ?;

м р ж х

О

4) делим слово на слоги: O ? O O ? O ?;

м р ж х

При составлении звукослогобуквеннойсхемы ученики после изоб­ражения количества звуков и обозначения гласных делят слово на слоги, затем вписывают заданные учителем буквы.

Построение буквозвукослоговой схемы осуществляется в том, когда слово записывается буквами, а на месте незнакомых детям звуков, орфограмм или звуков, заданных учителем, они изображают кружок или точку.

Составление схем всех видов может осуществляться аналитическим или синтетическим способом. В первом случае учитель называет слово целиком, ученики делят его на слоги или звуки, затем чертят заданную схему. Во втором — учитель называет последовательно звуки или слоги, ученики изображают их графически, затем прочитают получившееся слово.

Если работа не предполагает качественного анализа звуков, их можно изображать точками. Если же предстоит дать характеристику и обозначить их соответствующим цветом, то изображаются кружки.

Построение схем может выполняться с опорой на фонетическое восприятие или на фонематическое представление. В первом случае речевой материал (слово, слог, звук) произносится вслух, что также создает условия для обучения письму под диктовку. Во втором — ученикам на короткое время предъявляется предметная картинка или написанное слово, они воспроизводят слово во внутренней речи и чертят его схему (упражнения для подготовки к молчаливому письму «про себя»).

Таблица 4

Технологический план введения учеников в фонематический анализ

№ п/п Технологическое звено Примерные сроки  
Модуль«3вуки речи» 1 класс  
11.1 Понятие «звуки речи». Привлечение внимания учеников к звукамкак явлению окружающего мира. Осмысление информационной значимости звуков и способа их образования 2-я или 3-я неделя сентября  
11.2 Артикуляционный аппарат человека и способы образования звуков речи 3-я или 4-е недели сентября  
11.3 Определение количества звуков(в группах из двух-трех звуков) с опорой на слух и движения артикуляционного аппарата. Графическое изображение звука. Звуковые графические диктанты 1-я или 2-я неделя октября  
11.4 Классификация звуков по способу произнесе­ния — наличие или отсутствие преграды во рту. Упражнения на различение и группировку звуков по наличию или отсутствию преграды во рту 3-я неделя октября  
Модуль «Гласные звуки»    
22.1 Понятие «гласный звук». Формирование и закрепление связи «звук — отсутствие преграды — гласный звук». Выделение гласных из группы изолированных звуков 4-я неделя октября  
  2.2 Обозначение гласных звуков в схеме. Формирование и закрепление связи «звук - 1 – 3-я недели октября    
     
    отсутствие преграды — гласный звук — красный цвет». Определен116 количества гласных звуков в группе звуков, в одно-, двух- и трехсложных словах    
    Слог. Слоговой анализ (с опорой на количество гласных звуков в слове) и синтез. Слоговые схемы слова. Графические диктанты 2-я неделя ноября  
    Ударение. Понятие «ударный гласный звук». Упражнения в определении ударного гласного в слове 1-я неделя декабря — май  
    Понятие «безударный гласный звук». Безударная позиция звуков [а], [и] — опасное место в слове. Упражнения и поиске безударных гласных [а], |и] в словах и обозначении их как опасного места 2-я неделя декабря — май  
Модуль «Согласные звуки»    
3.1 Понятие «согласный звук». Формирование и закрепление связи «звук — наличие преграды — согласный звук» 4-я неделя ноября  
3.2 ■—— 3.3 Мягкие и твердые согласные звуки. Упражнения в различении и произнесении мягких и твердых согласных звуков. Обозначение мягких и твердых согласных звуков в схемах слов Формирование связей «звук — наличие прегра­ды — твердое звучание — синий цвет»; «звук — наличие преграды — мягкое звучание — зеленый цвет» 1 -я неделя декабря — май  
    Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь 3-я неделя декабря — май  
    Звонкие и глухие согласные. Упражнения в классификации согласных звуков по звонкости — глухости. Освоение понятия «парные согласные звуки» 1-я неделя декабря — май  
    Наблюдение слабой позиции звонких согласных звуков на конце или в середине слова перед глухими согласными 2-я неделя января — май  
           

Сейчас читают про: