Нарушение последовательности звуков в слове (перестановка пропуски звуков и букв)

Одной из самых существенных и часто встречающихся трудностей младших школьников при записи слов является соблюдение последовательности звуков. Некоторые дети могут достаточно хо-

рошо выделять заданный звук в слове, умеют характеризовать его, легко запоминают начертания букв, но затрудняются в анализе и сохранении нужного порядка звуков (букв) в слове. Предпосылки этих трудностей заключаются в слабом развитии особых функциональных систем коры головного мозга, которые специально приспособлены к тому, чтобы соединять разрозненные импульсы в плавные «кинетические мелодии». Отдельные звуки, которые обладают большей интенсивностью и связаны с более выраженными движениями артикуляционного аппарата, подавляют звуки более слабой интенсивности. Отсюда возникают пропуски гласных или одного из согласных звуков при их сочетании, возможны пропуски целых слогов.

Некоторые исследователи связывают эти ошибки с недостатками взаимодействия слухового восприятия и восприятия движений артикуляционного аппарата. Когда навык письма в достаточной степени автоматизирован, ученики в большей степени опираются на проговаривание, т.е. речевые кинестезии, на привычные движения руки при записи знакомого слова и в меньшей степени присушиваются к звучанию слова как звукового комплекса.

У детей, допускающих нарушение последовательности звуков (букв), исследователи отмечают недостатки запоминания и воспроизведения не только звуковых рядов, и др.

Работа по предупреждению и коррекции этих ошибок должна вестись в двух направлениях.

Первое из них напрямую не связано с письмом. Оно призвано развивать чувство последовательности. Учитель предлагает ученикам задания, основанные на «рядоговорении» и «рядоделании» - перечислений событий, линейном расположении предметов и др.; на выполнении серии последовательных движений, воспроизведений ритма и пр.

Второе направление, связанное с письмом, предусматривает развитие навыков двоякого вида: а) умение очень четко орфографически проговаривать слова перед их записью и во время записи (письмо с проговариванием), и чувствовать движения своего артикуляционного аппарата.

ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ

1. перечисление в восходящем или нисходящем порядке месяцев года, дней недели, членов семьи по возрасту, животных по размеру и пр.

1 См.: Лурия А. Р. Очерки психофизического письма. – М., 1950.

2. Называние, начиная сверху или снизу, частей тела, частей руки, ноги, предметов одежды, которые могут быть одеты на человеке.

Это упражнение способствует расширению словарного запаса младших школьников, ибо далеко не всем им знакомы многие из необходимых для перечисления слов: темя, макушка, висок, подбородок, предплечье, запястье и др.

3. Перечисление предметов, которые ребенок мог видеть по дороге из дома в школу и обратно.

4. Выполнение серии последовательных движений:

а) руки вытянуть вверх, в стороны, вперед, вниз; повторить несколько раз;

б) локоть правой руки опирается на ладонь левой, предплечье с кистью подняты вверх, пальцы выпрямлены; отклонить предплечье правой руки влево, вперед, поднять вверх; цикл повторить три-четыре раза;

в) рука, согнутая в локте, опирается на стол, пальцы выпрямлены; указательный и большой пальцы складываются в кольцо, затем выпрямляются; средний и большой складываются в кольцо и выпрямляются; цикл из этих двух движений повторяется несколько раз.

Причем делать эти движения можно, глядя на руку и пальцы, и без зрительного контроля.

5. Рисование бордюров (подробнее об этом см. гл.III).

6. Отстукивание или прохлопывание руками серии ритмических ударов.

При выполнении этого упражнения следует учитывать возможность ошибок, обусловленных либо слабостью слухового восприятия ребенка, либо его моторной неловкостью. Если учитель сочтет нужным включить такие упражнения в программу коррекционных действий, то ему необходимо разработать технологическую цепочку обучения детей в соответствии с классическим принципом – от простого к сложному. Она может быть такой:

первое звено – а) …; б)......; в) … … …;

второе звено – а)....; б).....; в)......;

третье звено – а) …. …; б).......; в)... …;

четвертое звено – а).. ….; б) …...; и т.д.

в данном случае точки обозначают короткие удары или хлопки, более длинное расстояние между ударами или группами ударов, меньше расстояние – на короткий.

7. Написание звуковых диктантов.

Учитель называет группу звуков или слово, например: ом, мар, свил, сахар, радуга и т. п. ученики чертят их звуковые схемы, последовательно обозначая каждый звук небольшим кружком.

8. Орфографическое проговаривание при письме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: