СМИ в Интернете и их отличие от других типов сайтов

Интернет-СМИ – с одной стороны, разновидность СМИ, а с другой – новые медиа. Это обуславливает сочетание в них функций СМИ и возможностей новых медиа.

Интернет-СМИ выполняют функции, присущие любым социальным коммуникациям – служат контролю над окружающей действительностью; являются средством связи и соотнесения отношения различных социальных субъектов к действительности; позволяют передавать культуру (знания, ценности, нормы, традиции и т.п.). Помимо них, интернет-СМИ имеют свои специфические функции, наличие которых во многом обусловлено развитием технологических возможностей для создания и распространения информационных продуктов. Итак, основные социальные функции интернет-СМИ:

Коммуникативная (плюс функция форума и канала социального участия). В отличие от традиционных СМИ, осуществляющих, как правило, одностороннюю коммуникацию (от журналиста к аудитории), интернет-СМИ чаще осуществляют двустороннюю. «В Сети есть (и их становится все больше) виды ресурсов, лучше приспособленных к двусторонней связи, причем без видимых посредников». Обратная связь (отклик читателя на информацию) и интерактивность (взаимодействие читателей между собой) иногда имеют место и в традиционных СМИ (например, проводятся клубы читателей, встречи читателей с журналистами), но в большей степени присущи интернет-СМИ. Причем, интернет-СМИ предоставляют для взаимодействия все больше возможностей. Если в начале 1990-х гг. «единственной формой обратной связи и возможностью крайне ограниченно влиять на содержание СМИ были письма в редакцию, на которые редакция, впрочем, не была обязана отвечать», то в середине 90-х гг. возможности читателей стали расширяться – они стали оставлять комментарии на сайтах СМИ, писать отзывы на редакционные материалы, отправлять закладки на страницы интернет-СМИ своим знакомым, стали голосовать на страницах интернет-СМИ, а потом появились и услуги голосования через мобильный телефон, что ускорило процессы взаимодействия.

Информационная. Как и традиционные СМИ, интернет-СМИ снабжают аудиторию информацией. Разница в том, что делают они это более оперативно. И в том, что в процессе информационного обмена часто могут участвовать представители аудитории без СМИ как посредника – не только журналист отправляет информацию в массы, но и читатели могут участвовать в производстве информации и обмене ею. Например, некоторые СМИ публикуют фотографии, сделанные читателями; под материалами в некоторых СМИ могут появляться комментарии о том, как продвигается вопрос по теме материала, могут быть обсуждения этого вопроса, а представители СМИ могут даже не знать о ведущейся дискуссии – здесь совмещаются функции информационная и коммуникационная. Для того чтобы интернет-СМИ имело успех у аудитории, чтобы аудитория с удовольствием получала из него информацию, при выстраивании редакционной политики должна быть учтена специфика интернет-среды. «Терпят фиаско те СМИ, которые при выходе в интернет создают кальку своего традиционного СМИ, просто выкладывая тексты или видео в сеть. Ценность этой среды состоит в возможности быстро получать обратную связь от пользователя и совмещать каналы массовой коммуникации с каналами интерперсонального общения» (общения людей друг с другом). Несомненным преимуществом передачи информации в мультимедийной среде является и возможность ее разнообразить – чтобы привлечь внимание аудитории, а также сделать информацию более доступной и легко запоминаемой для нее.

Развлекательная. Для развлечения аудитории интернет-СМИ предоставляют существенно больше возможностей, чем традиционные СМИ – например, чаты со «звездами», смешные видеоролики и flash-анимации с возможностью комментирования или голосования. Аудитория может не просто смотреть, но участвовать в интерактиве. Интернет-СМИ более интересны аудитории, потому что в них постоянно появляется что-нибудь новое – часто в результате взаимопроникновения содержания одних видов СМИ в другие или смешения жанров, и они более удобны, благодаря кастомизации услуг в интернете – возможности «выбрать интерфейс под себя и выбрать интересующее содержание». Так, существует подкастинг (англ. podcasting, broadcasting – повсеместное, широкоформатное вещание) – создание и распространение звуковых или видеопередач (подкастов) в интернете. Подкасты есть на страницах некоторых СМИ (например, на страницах сайта Русской службы новостей BBC есть подкасты программы «Вам слово») – это дает аудитории возможность прослушивать только то, что интересно. Этому же способствует существование RSS (семейство XML-форматов, предназначенных, например, для описания лент новостей, блогов) – читатели сами подписываются на то, что интересно им.

Ценностно-регулирующая. Этим интернет-СМИ не отличаются от традиционных СМИ. Разве что для изучения аудитории, а соответственно, и воздействия на нее у них больше возможностей.

Социально-креативная и социально-организационная. С одной стороны, СМИ участвуют в функционировании реальных социальных общностей и институтов – это функция социально-организаторская, а с другой они способны создавать среду для формирования социальных общностей (объединений, идентичностей и др.) – это социально-креативная функция.

Непрофессиональные мультимедийные ресурсы и системы обмена контентом дают пользователям намного больше возможностей для социального взаимодействия, чем сайты Интернет-СМИ, и тем более чем традиционные СМИ. Эти новые медиа созданы непосредственно для того, чтобы способствовать взаимодействию пользователей – это не просто средства информации, а средства коммуникации (СМК и СГК).

Средства массовой коммуникации (СМК) – каналы, способы, материальные носители, «приспособления» для фиксирования, хранения и распространения информации для, через или от массовой аудитории.

Средства групповой коммуникации (СГК) – для взаимодействия между группами.

В интернете существует:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: