По пути духовных маяков

Вологодская земля. Это - широкие, спокойные реки, светлые озера и дремучие леса... Природные богатства этих мест, прежде всего пушнина, еще в XII веке привлекли сюда предприимчивых новгородцев, которые, оттеснив местные финские племена, ставили по берегам рек и озер свои укрепленные поселения.

Одно из таких поселений, заложенное на берегу реки Вологды, стало впоследствии городом, центром обширного и богатого края. Вологде - 852 года и она - ровесник Москвы.

О, вид смиренный и родной!

Березы, избы по буграм

И, отраженный глубиной,

Как сон столетий, Божий Храм.

Сказано, что Вологду защищают Небесные Силы. И это не удивительно. Из-за обилия Святых мест, прежде всего монастырей, которых в XVII веке насчитывалось уже 88, Вологодский край стали называть “Северной Фиваидой”.

“Многие слышали о Фиваиде Египетской и читали в патериках греческих о подвигах великих отцев, просиявших в суровых пустынях... Но кто знает наш чудный мир иноческий, нимало не уступающий восточному, который внезапно у нас самих развился в исходе XIV столетия и в продолжение двух последующих веков одушевил непроходимые дебри и лесистые болота родного Севера? На пространстве более 500 верст, от лавры до Белоозера и далее, это была как бы одна сплошная область иноческая, усеянная скитами и пустынями отшельников...”, - так сказал о Вологодчине и назвал ее “Русская Фиваида на Севере” религиозный писатель Андрей Муравьев

Архитектурный ансамбль Вологодского Кремля - древнейшее каменное здание города. Софийский собор возведен по указу Ивана IV в 60-х годах XVI столетия.

Софийский собор замечателен своими фресками, созданными живописцем Плехановым. В ансамбль Кремля входят колокольня, Экономский корпус, Симоновский корпус, Христоворождественская церковь, Крестовая палата, теплый Воскресенский собор, Иосифовский корпус, соединяющий в себе три разных стиля барокко: петербургский, московский и украинский.

В семи километрах от Вологды расположен замечательный Спасо-Прилуцкий монастырь - детище преподобного отца Димитрия, друга и собеседника преподобного Сергия Радонежского. Свое название монастырь получил от главного храма в честь Всемилостивого Спаса и сенокосной луки или излучины реки Вологды, при котором и был устроен. Спасо-Прилуцкий монастырь основан в 1371 году. В молитвах, трудах благих делах обитель просуществовала до 1924 года, а затем разорена. В 1991 г. Спасо-Прилуцкий мужской монастырь Вологодской епархии был возрожден, а год спустя удостоился посещения Святейшего патриарха Алексия II.

Преподобный отче наш Дмитрие, моли Бога о нас!

Если бы обители могли говорить, то Кирилло-Белозерский монастырь рассказал бы о лицемерном желании царя Ивана Грозного стать монахом! Для него уже, как говорят историки, монахи готовили особую обитель. А в это время... в Горицком древнем монастыре по указу царя опричники совершили дикую расправу над княгиней Евфросиньей- основательницей этого монастыря- и двенадцатью несчастными женщинами. Они были расстреляны и порублены саблями. Тела их, искрошенные на куски, отдали на съедение собакам. Саму княгиню Евфросинью засунули в мешок с камнями и бросили в воду на корм окуням и щукам. Горицы находятся в семи километрах от Кириллова.

Место это - уникальное, такого на Вологодской земле больше нет. Здесь сами камни говорят о судьбе русской женщины, о страстях человеческих, тайнах, падениях и взлетах. Здесь переплелись судьбы множества удивительных русских женщин, ссылаемых сюда или приходивших добровольно, но одинаково разделивших таинственную судьбу женщины-мученицы, женщины-загадки, красавиц в заточении, таинственных узниц. Иван Грозный превратил Горицкий монастырь в место ссылки и заточения московских красавиц, в том числе своих многочисленных жен.

“Сладок грех около Бога” - это высказывание знатока церковной жизни Н. Лескова неоднократно прикладывали к понятию женской обители как “тихом омуте” различных грехов. Но в сущности, это фантазии больных и падких до “клубничных” рассказов недостойных людей.

Для русской монастырской жизни характерны высшая радость в служении Богу, самоусовершенствование, следование внутреннему предназначению духовной, аскетичной жизни.

Если перебирать исторические четки времени, то можно увидеть, как радости духовной жизни чередовались с горестями - от Ивана Грозного и до наших дней монахов не миловали. Игумена и игуменью Ферапонтова монастыря расстреляли, монахов разогнали или сгноили в тюрьмах... Долго стреляли в игумена - никак не могли убить - он в это время читал молитву, а когда закончил молиться, сказал: “Вот теперь убивайте!”

Юрий Кублановский, долго проработавший экскурсоводом в Кириллове и живущий ныне во Франции, так сказал:

“Соловки от крови заржавели

И Фавор на Анзере угас.

Что бы ветры белые ни пели,

Страшен будет их рассказ.

Но не то в обители Кирилла:

Серебрится каждая стена.

Чудотворца зиждущая сила

Здесь не так осквернена.”


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: