Посещение “Эрмитажа” в С.- Петербурге 20 августа 1999 г

(2-й день Преображения.)

Перед поездкой в Санкт-Петербург 18 августа мне было сказано о цели поездки и задании: проникнуть в тайну картины Рембрандта “Возвращение блудного сына”. Было сказано, что это - эзотерическая картина и назван общий ее смысл, как символ пути в земной жизни или Преображение всех планов бытия: от плотного до тончайшего.

Само имя РЕМБРАНДТ являет собой символ, т.к. фамилия его т.е. семейное имя на самом деле HARMENSZOON, где “harmen” или “hardmen” в скандинавских языках означает “суровые”, “трудные”, “дерзкие” “люди”, а “zoon” - по-голландски “сын”, т.е. он - “сын трудных. дерзких, суровых людей” и значит изначально предопределен своей земной кармой к преодолению тяжелого, сурового и дерзкого жизненного пути. Такова и была в сущности вся его недолгая жизнь вплоть до самого ухода с плана Земли для встречи со своим Небесным Отцом. Нам известно, что умер он в бедности и на его похороны было израсходовано всего пятнадцать гульденов - его невестка боялась, что расходы на похороны не будут возмещены всем оставшимся после его смерти имуществом!

Собственное имя РЕМБРАНДТ образовано от двух разноязычных слов: латинского “rem” или “res” в дательном падеже, что означает “вещь”, “достояние”, “благо” и германского “brandt” - “огонь”, “пожар”, “костер”, т.е. “огненное или горящее достояние, богатство или вещественное земное богатство, преданное огню или сгоревшее в пламени огня”.

Учителем было сказано о смысле картины “Возвращение блудного сына”, как о “Преображении всех планов бытия - от плотного, земного - до тончайшего. Картина эта была закончена Рембрандтом за неделю до его кончины и, таким образом, являет собою как бы плод всей духовной жизни художника, как земного человека, “блудного сына”.

Картина выполнена необычно в композиционном отношении - центральная фигура Отца смещена влево, вся Его голова и Лицо освещены сиянием Святого Духа, также как и стоящая справа от Отца фигура одного из братьев блудного сына, как бы подчеркивая единство Отца и всех Его сынов. Блудный сын, возвратившийся к своему Отцу и припавший к Его Сердцу, также освещен, но светом, излучаемым от Рук Отца и получившим таким образом Его Любовь и Благословение. Остальная часть полотна сумрачна и затемнена (это собственный прием художника, его знаменитая “камера обскура”, опередившая на несколько столетий художественное направление в мировом искусстве).

Все мое внимание было приковано к фигурам Отца и стоящего на коленях блудного сына. Попытался войти в состояние этого сына, понять и прочувствовать его внутреннее переживание, однако моего жизненного пути оказалось еще недостаточно для полного охвата всей гаммы сложных и невыразимых чувств. Для этого, видимо, нужно каждому пройти всю тернистую дорогу жизни до самого конца, ощутить на себе все удары земного бытия, набить кровавые мозоли на ногах, чтобы воистину понять и прочувствовать то, что суждено прочувствовать лишь у стоп Святого Отца, куда приходит душа человека, как к своему последнему оплоту и пристанищу, где его всегда примут, поймут и не осудят. И не только на уровне слов или мыслей, но даже в самом центре сердца, как это происходит при встрече с твоим истинным Отцом, Отцом Небесным. Такой встречи на Земле произойти не может, а значит и невозможно понять полностью то, что чувствует “блудный сын”, т.е. каждый земной человек, возвратившийся в свой истинный ДОМ - ДОМ ОТЦА СВОЕГО.

Что мне лично нужно было осознать при встрече с этой великой картиной Рембрандта? На каком этапе жизненного пути я нахожусь? В какой взаимосвязи находятся “я” плотское, земное и “Я” Божественное, Вечное? Какие пустыни, горы, непроходимые леса мне предстоит еще пройти, прежде чем я, т.е. “блудный сын”, предстану перед своим Небесным Отцом? На все эти вопросы нужно ответить, понять внутренний смысл этих ответов для того, чтобы пойти дальше по тернистому пути жизни. Необходимо на время остановиться, осмотреться, проанализировать содержимое своего “ларца” и увидеть тот новый отрезок пути ученичества, который приблизит момент встречи со своим Небесным Отцом.

Каким-то удивительным образом осмотр и размышление над одной картиной Рембрандта оказались связанными с другим его не менее известным полотном “Даная”. В первоначальный замысел Учителя, в том варианте, как я это понял, не входило знакомство с “Данаей”. Но когда мы сидели напротив “Блудного сына”, экскурсовод подвела группу посетителей буквально вплотную к нам и пригласила экскурсантов посмотреть на картину “Даная”. Это, конечно, был нам знак и мы проследовали за экскурсоводом в соседний зал, где висела эта картина, огражденная от посетителей натянутой веревкой. С этой картиной произошла настоящая трагедия.

15 июня 1985 года психически больной человек нанес “Данае” две ножевые раны и облил ее кислотой. Казалось, что картина погибла навсегда. Но титанический труд и удивительное искусство реставраторов Эрмитажа вернули к жизни “Данаю”.

Я знал об этом инциденте давно и упомянул об этой картине в своих заметках о Голландии в 1987 году со ссылкой на материал, опубликованный в одном из номеров журнала “Огонек”. И вот спустя двенадцать лет мне суждено было увидеть и саму картину, и познакомиться воочию с материалами ее удивительного исцеления, представленными в виде фотографий, запечатлевших весь процесс реставрации шедевра. В ходе восстановительных работ ученые обнаружили, что на картине под слоем поздней краски находились следы первоначального замысла художника. Весь смысл картины предстал теперь в совершенно ином свете по сравнению с первоначальным вариантом. “Даная” изначально была прикрыта легкой накидкой, которую бесстыдно приподнимал слуга и уже в этом сквозило нечто греховное и пошлое. Кроме того, первоначально “Даная” своей правой рукой как бы отстраняла “золотой дождь”, струившийся сверху и который, по древней легенде, должен был оплодотворить ее и дать рождение ее сыну Персею. Однако Рембрандт изменил замысел и развернул кисть “Данаи” так, что она принимала струи “золотого дождя”, демонстрируя таким образом свою готовность к этому Божественному волеизъявлению. “Золотой дождь” - это символ Божественной Любви и задача женщины принять этот бесценный дар Бога и провести его через свою физическую плоть, как через земной плотный план, проводя таким образом на Землю Душу, изъявившую желание и получившую благословение на это Бога-Отца и Небесных Ангелов.

Следовательно “случайность”, связанная с психически больным человеком, оказалась изначальным замыслом самого художника, который хотел показать два плана своей “Данаи” и так ловко и умно замаскировал это желание. Не будь этого “трагического” случая, мы бы так и не узнали о тех душевных движениях и о тонких гранях духовной работы, происходящей беспрерывно внутри творчески одаренных людей, освещенных Божественным Светом “Золотого Дождя”, который мы именуем Святым Духом. Этот акт преображения в душе Рембрандта совпал с торжественными днями праздника Преображения Господня (2-й день), который отмечался во всех Православных храмах России. И это Преображение в душе великого голландца отнюдь не случайно - вся его жизнь протекала в русле постоянных размышлений о СУДЬБЕ ЗЕМНОГО ЧЕЛОВЕКА, а темы для своего творчества художник черпал из великого Ларца Духовной Жизни - из Ветхого и Нового Заветов. А теперь вспомним о цифре 21, обозначающей “верующего”, в жизни которого должен быть явлен проблеск Духовного Света. Этим проблеском в жизни Рембрандта была горячо любимая им Саския, с натуры которой и писал художник свою божественную картину. Это она, его Саския, его Светлый Луч, посланный самим Провидением для своего “блудного сына” на Земле, сумела произвести в его душе великую работу по преображению его Духа. Таким образом, “Возвращение блудного сына” и “Даная” оказываются эзотерически связанными друг с другом, как Земля и Небо, как плоть и дух, как “Верх” и “Низ” и могут по праву считаться диптихом, хотя и выставлены в разных залах. Здесь еще раз нами было осознано огромное значение внутренних, невидимых физическому глазу знаков, хранящихся тайно в незримом “ларце” твоей души, но явленных всякий раз, когда ученик полностью доверяет своему Учителю и следует его мудрым указаниям. Их можно не заметить, можно проигнорировать, можно над ними просто посмеяться, но искренность сердца и горячее желание навести мосты между видимым и невидимым мирами даст реальную возможность духовного озарения и видения мира совершенно по-новому - через призму Божественного Света, через свою “Саскию”, через своего Блудного Сына”.

Спасибо вам, Духовные Учителя, Небесные и Земные, ведущие нас по пути открытия собственного “Золотого Дождя”, таящегося внутри нас самих!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: