Особенности производства первоначальных следственных действий

К основным задачам первоначального этапа расследования относятся обнаружение, осмотр, изъятие и обеспечение сохранности документов и иных носителей информации. Это объясняется тем, что ведение учетной и отчетной документации обязательно для организаций всех форм собственности. Аналогичные требования распространяются и на такие организационные процедуры, как создание, регистрация, лицензирование юридического лица (индивидуального предпринимателя). Следовательно, любая операция, касающаяся предпринимательской деятельности, должна оформляться конкретным документом или несколькими различными документами, содержащими однотипные сведения. Таким образом, документы выступают в качестве носителей информации о создании, регистрации, лицензировании, деятельности, реорганизации и ликвидации хозяйствующего субъекта. Поэтому одним из направлений работы следователя при расследовании незаконного предпринимательства является исследование документов (в рамках осмотра, выемки, обыска и др.).

К документам, подлежащим исследованию, относятся:

1. Документы самой организации: устав и (или) учредительный договор; документы, регламентирующие правовое положение исполнительных органов и конкретизирующие полномочия руководящих работников организации; протоколы общих собраний участии (акционеров) и протоколы заседаний исполнительных органов; организационно-распорядительные документы (приказы, распоряжения); договоры с контрагентами и книга их учета; гарантийные письма об оплате товаров и услуг; расписки; копии актов ревизий, внутрихозяйственных проверок и аудиторские заключения; финансово-хозяйственная и иная документация; черновые записи о действиях, совершенных в связи с выполнением договорных обязательств, количестве изготовленной продукции, оказанных услугах, расчетах и взаимозачетах, денежных суммах, сокрытых от учета, и т. п.). Анализ этих документов позволяет установить время и место государственной регистрации хозяйствующего субъекта; определить и структуру организации; персональный состав ее учредителей и участников; порядок создания и компетенцию органов управления; порядок и условия распределения прибыли; производственные и финансовые связи организации; принятую в организации систему документооборота, учета и контроля; режим работы.

2. Расчетно-денежные документы хозяйствующего субъекта: с образцами подписей и оттиска печати, переписка о внесении изменений в данную карточку, заявление об открытии счета в), договоры на открытие банковских счетов (расчетных, валютных, депозитных и др.), денежные чеки, объявления на взнос наличными, расчетные документы для осуществления безналичных расчетов и т. п.

Анализ этих документов позволяет установить круг лиц, за чьей подписью банк принимал расчетные документы хозяйствующего объекта, кто из работников организации был наделен этим правом, в течение какого периода, менялись ли данные лица и как часто; как часто, в какой сумме и на какие цели снимались наличные денежные средства с банковского счета и, наоборот, когда и в каких суммах на банковский счет зачислялась наличная денежная выручка хозяйствующего субъекта; какие счета и в каких банках были открыты данным хозяйствующим субъектом; какого рода операции совершались по счетам; перечень организаций-контрагентов, с которыми велись расчеты.

3. Документы, выданные хозяйствующему субъекту уполномоченными государством органами: свидетельство о государственной аи и лицензии. Эти документы должны соответствовать установленным образцам, иметь обязательные реквизиты и содержать необходимую информацию, касающуюся факта регистрации субъекта и выдачи ему лицензии.

4. Документы органов государственной регистрации, содержащие сведения, которые позволяют: подтвердить или опровергнуть факт государственной регистрации хозяйствующего субъекта; установить дату поступления документов, необходимых для регистрации, и дату регистрации; получить сведения об отказе в регистрации данного субъекта либо об обращении регистрирующего органа в суд с требованием о ликвидации данного юридического лица или прекращении деятельности данного индивидуального предпринимателя в принудительном порядке.

5. Документы налоговых органов: акты документальных проверок налогоплательщика по вопросам соблюдения им налогового законодательства и возражения на них, налоговые декларации, объяснения должностных лиц, справки и извещения об открытии банковских счетов и т. п. Сведения, содержащиеся в этих документах, позволяют установить дату постановки хозяйствующего субъекта на налоговый учет; количество и виды банковских счетов, открытых им в тех или иных кредитных организациях; имевшие место факты нарушений налогового законодательства и в чем они выражались; привлекались ли виновные в этих нарушениях лица к административной либо уголовной ответственности.

6. Документы лицензирующих органов. Исследование данных документов позволяет получить сведения о лицензиях, выданных данному хозяйствующему субъекту, фактах их приостановления, возобновления и аннулирования.

7. Документы органов государственного контроля (территориальных органов Федеральной инспекции труда, Федеральной службы России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству и др.). Анализ материалов проверок, проводимых органами государственного контроля, позволяет выявить не только конкретных хозяйствующих субъектов, допускающих те или иные правонарушения, но и характер этих нарушений, степень их распространенности.

Работа следователя с вышеперечисленными документами может производиться им как самостоятельно, так и с привлечением специалиста. Специалист, компетентный в вопросах, касающихся порядка ведения и хранения документов, может дать следователю необходимые пояснения по форме, реквизитам и содержанию конкретных документов. Несомненную помощь специалист окажет при отсутствии в организации необходимых документов. В таком случае необходимо сопоставить различные корреспондирующие между собой документы, которые могут находиться как в самой организации, так и в регистрирующих, лицензирующих и налоговых органах, в банке, в организациях-контрагентах. Данное обстоятельство предполагает производство выемки конкретных документов в этих организациях.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 26 Закона РФ «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года) справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, с согласия прокурора. Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, также с согласия прокурора.

В ходе анализа документов целесообразно использовать методы формально-правовой проверки отдельных документов и методы проверки реальности отраженных в документах обстоятельств.

Особенности и противоречия в содержании отдельных документов выявляются с помощью формальной, арифметической и нормативной проверки.

Формальная проверка проводится с точки зрения соблюдения правил его составления и оформления. С ее помощью могут быть выявлены такие признаки недоброкачественности документа, как: выполнение документа на бланке неустановленной формы либо неустановленным способом; отсутствие необходимых реквизитов (оттиска печати, подписи, даты составления, номера документа, части текста); наличие сомнительных реквизитов (дописок, подчисток, исправлений); наличие излишних реквизитов (посторонних записей, пометок); противоречия между реквизитами; слишком хорошее состояние документов (чистые, немятые, негнутые). В ходе нормативной проверки документ изучается с точки зрения его соответствия законам, ведомственным нормативным актам, инструкциям, правилам, ГОСТам. С ее помощью проверяется правильность применения в документах размера налогов, цен, расценок, расхода сырья и материалов. Данный метод позволяет выявить документы, оформленные соответствующим образом, но незаконные по своему содержанию.

Путем арифметической (счетной) проверки определяется правильность сделанных в документах подсчетов итоговых сумм, вычисления процентов. Счетная проверка позволяет выявить подлоги в первичных и сводных документах: завышение или занижение итоговых сумм, последующие дописки штрихов и цифр в частных и итоговых суммах.

С целью сокрытия следов противоправных действий те или иные работники нередко изготавливают подложные документы, которые не содержат внутренних противоречий и по своему внешнем} вид}' не отличаются от подлинных документов. Выявление таких документов осуществляется с помощью метода встречной проверки и взаимного контроля. Метод встречной проверки заключается в сопоставлении нескольких экземпляров одного и того же документа, которые могут находиться как в данной коммерческой структуре (например, накладная на внутренне перемещение материальных ценностей), так и в иных организациях (банке, у предприятий — поставщиков или покупателей). С помощью этого метода можно не только выявить расхождения в содержании разных экземпляров одного документа, но и восстановить содержание того экземпляра документа, который был уничтожен.

Однако не все документы составляются в нескольких экземплярах. В этом случае целесообразно использовать метод взаимного контроля, который заключается в сопоставлении различных документов, отражающих одну и ту же либо взаимосвязанные хозяйственные операции. Например, путем сопоставления первичных документов с документами бухгалтерского учета можно выявить следующие противоречия: одна и та же операция различно отражена в данных документах, в документах бухгалтерского учета отсутствуют записи об операциях, отраженных в первичных документах, либо имеются записи об операциях, не отраженных в первичных документах. Все более широкое распространение получают так называемые электронные документы, составленные на машинных носителях информации. Следует отметить, что в соответствии с п. 7 и п. 1 ст. 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года первичные и сводные документы, а также регистры бухгалтерского учета могут составляться на бумажных и магнитных носителях информации. В последнем случае организация обязана по требованию контролирующих органов, суда и прокуратуры изготовить за свой счет копии этих документов на бумажных носителях. После их осмотра следователь решает вопрос о выемке тех документов, которые имеют отношение к расследуемому уголовному делу. Часто для предотвращения возможных попыток заинтересованных лиц уничтожить ту или иную информацию (например, касающуюся незаконной деятельности) возникает необходимость изъятия не только документов, но и компьютерной техники, которая использовалась для создания и сохранения интересующих следствие электронных документов. Речь идет о выемке компьютеров, дискет, дисков, магнитных лент и т. д. В изъятии обязательно должен принимать участие специалист по компьютерной технике.

При изучении перечисленных выше документов важно учитывать, что они могут иметь непосредственное отношение к событию преступления, являться продуктом неправомерной деятельности, предназначенным для реализации незаконных притязаний, целей, намерений. Информация, полученная в ходе анализа данных документов, может быть использована для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, личности преступников, их виновности в содеянном.

Исследованию необходимых документов предшествует их истребование от организации либо выемка. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с уголовно-процессуальным законом могут быть изъяты только те документы, которые имеют отношение к расследуемому уголовному делу. Выемка документов с одновременным их осмотром при участии специалиста позволяет следователю лично ознакомиться с порядком работы по оформлению документов, предотвращает возможную фальсификацию либо уничтожение документов заинтересованными лицами. В связи с этим крайне нежелательно откладывать выемку на длительный срок.

Таким образом, исследование документов самим следователем с привлечением специалиста дает возможность выявить имевшие место нарушения, установить лиц, составлявших документ, для их последующего допроса, сформулировать вопросы, которые должны быть выяснены в ходе допросов, при проведении документальной ревизии и производстве экспертиз.

Осмотр помещений (мест выполнения работ, производства продукции, оказания услуг) является важнейшим следственным действием по делам о незаконном предпринимательстве. Это объясняется тем, что основные данные, подтверждающие факт осуществления предпринимательской деятельности незаконно, следователь может получить именно в результате осмотра различных служебных помещений, технологического оборудования, транспортных средств данного хозяйствующего субъекта. В ходе осмотра выясняется характер выполняемых производственных и финансовых операций и соответствие основным целям и направлениям деятельности хозяйствующего субъекта, виды и объем товарно-материальных ценностей, находящихся в обороте, фактический объем производимых работ и их виды, условия, в которых выполняются работы (оказываются услуги). В ходе осмотра административных, производственных и складских помещений могут быть выявлены вещественные доказательства, например, продукция, выпуск которой требует наличия лицензии, использование сырья (в частности, этилового спирта) не по назначению или в объемах, превышающих квоты, отсутствие специально оборудованных помещений, необходимых для занятия определенными видами деятельности. Поэтому в необходимых случаях рекомендуется взять для экспертного исследования образцы сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции.

Следственный осмотр различных производственных помещений в большинстве случаев требует специальных знаний, в частности. технологии производства тех или иных работ, поэтому существенную помощь следователю может оказать специалист соответствующего профиля.

Допрос свидетелей по делам о незаконном предпринимательстве проводится с целью установления и проверки всех обстоятельств, связанных с созданием, регистрацией и деятельностью хозяйствующего субъекта. Поэтому при подготовке к допросу необходимо изучить информацию, содержащуюся в материалах, поступивших от органа дознания, контролирующих органов; проанализировать имеющиеся в распоряжении следователя документы данного хозяйствующего субъекта, ознакомиться с нормативными актами, регулирующими предпринимательскую деятельность в целом и те виды деятельности, которые фактически осуществлялись; при необходимости проконсультироваться у специалистов. Важно также определить круг лиц, которые должны быть допрошены, очередность их допроса. Следует изучить личность свидетелей, выяснить их должностное положение, характер служебных, личных связей и взаимоотношений с сотрудниками, в особенности с теми, кто заподозрен либо изобличен в совершении преступления, а также их возможную осведомленность, причастность к делу, заинтересованность в исходе расследования.

В процессе подготовки к допросам, очным ставкам следует максимально полно использовать сведения, полученные в результате осмотра мест, связанных с предпринимательской деятельностью хозяйствующего субъекта, исследования документов, от органа дознания и данные специалистов.

К первой группе свидетелей относятся граждане, по собственной инициативе заявившие о событии, которое, по их мнению, является преступным. В ходе допроса указанных лиц необходимо выяснить, что послужило основанием для возникновения подозрения о возможном совершении преступления, где, когда и при каких обстоятельствах им стало известно о фактах незаконной предпринимательской деятельности, в чем конкретно она выражалась. Однако при этом следует учитывать возможную пристрастность данных свидетелей, заинтересованность в компрометации отдельных лиц в силу сложившейся конфликтной ситуации. Поэтому их показания должны тщательно и всесторонне проверяться.

Следующая группа свидетелей — это работники контролирующих органов, проводившие те или иные проверки деятельности хозяйствующего субъекта, к которым относятся работники налоговых и лицензирующих органов, санитарно-эпидемиологической службы, органов, осуществляющих контроль за состоянием природной среды, использованием и охраной вод и др. При подготовке к допросу Указанных лиц следует ознакомиться с материалами проверок, проводившихся в данной организации, выяснить характер взаимоотношений проверявших лиц с должностными лицами хозяйствующего субъекта. В ходе их допроса могут быть выяснены обстоятельства, касающиеся ранее имевших место нарушений и ответственных за них лиц, меры, которые были приняты по этим нарушениям.

Следует отметить, что среди работников уполномоченных государством органов могут встретиться лица, которые своими действиями способствовали совершению преступления, например работники органа государственной регистрации, зарегистрировавшие юридическое лицо либо гражданина в качестве индивидуального предпринимателя на основании ненадлежащих документов. Являясь необъективными свидетелями, они, как правило, стремятся представить свою деятельность в выгодном свете и защитить тех, кто заподозрен или изобличен в совершении преступления. Данное обстоятельство предопределяет необходимость всесторонней проверки свидетельских показаний с использованием имеющихся в распоряжении следователя процессуальных и оперативных средств и методов.

Самостоятельную группу свидетелей образуют граждане, частные предприниматели, представители организаций, являющиеся потребителями товаров, работ или услуг данного хозяйствующего субъекта. В ходе допроса указанных лиц необходимо выяснить обстоятельства совершения сделок и выполнения договорных обязательств, связанных с осуществлением того или иного вида предпринимательской деятельности, в какой форме и на каких условиях они выполнялись, каков объем поставленной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), сроки, размер и форма оплаты, причинен ли ущерб и в чем он выражается.

Индивидуальный предприниматель, учредители, участники и руководящие работники организации, в которой, возможно, совершено преступление, составляют следующую группу свидетелей Круг вопросов, подлежащих выяснению у этих свидетелей, достаточно широк. В первую очередь они касаются всех обстоятельств. связанных с созданием, регистрацией, лицензированием и деятельностью организации (индивидуального предпринимателя). Требуется установить роль и степень участия каждого допрашиваемого в деятельности, осуществляемой без регистрации, с нарушением правил регистрации, без лицензии, с нарушением условий лицензирования либо в представлении в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения.

При допросе указанных лиц необходимо учитывать, что нередко в качестве руководителя организации используется подставное лицо, не обладающее знаниями, опытом, необходимыми для осуществления соответствующих полномочий. Поэтому, если в результате допросов и иных следственных действий будет установлено, что указанный в документах хозяйствующего субъекта руководитель является подставным лицом, то необходимо выяснить, кто фактически создавал организацию, руководил ее деятельностью, принимал участие в распределении прибыли.

Следующую группу свидетелей образуют работники и сотрудники хозяйствующего субъекта (в том числе и бывшие), участвовавшие в выполнении конкретных хозяйственных и финансовых операций, интересующих следствие. В процессе их допроса выясняется: период времени, в течение которого данная организация (индивидуальный предприниматель) осуществляет предпринимательскую деятельность, какая конкретно продукция выпускалась, какие выполнялись работы (оказывались услуги) в тот или иной период, в каком объеме, какое сырье, материалы и оборудование при этом использовались, каков технологический процесс производства. Также необходимо установить наличие специальных знаний у работников, непосредственно занимающихся лицензируемыми видами деятельности. Кроме того, указанные свидетели, являясь членами коллектива, могут дать подробную информацию о сложившейся обстановке в организации, об учредителях и руководстве, их взаимоотношениях и связях.





Подборка статей по вашей теме: