Воспитанники группы имеют сложные речевые нарушения. Обучаются в логопедической группе первый год. Ранее логопедической помощи не получали.
Дошкольники данной группы при первичном знакомстве в контакт вступали с трудом. Педагоги группы отмечают длительную адаптацию детей с незнакомым взрослым. Адаптационный период дошкольников в новой для них группе составил 2 месяца, что значительно затрудняло процесс коррекционной работы.
Учитель-логопед отмечает, что после полугода логопедической коррекционной работы у детей появился интерес к занятиям, активно развивается любознательность, поисковая активность. Постепенно дошкольники начинают включаться в сюжетные игры, которые организуют для них педагоги.
Длительность занятий с детьми данного возраста составляют: подгрупповых – 15 минут, индивидуальных – 10 минут. Дошкольники на протяжении данного времени могут удерживать произвольное внимание, что является объективной динамикой в развитии данной группы детей.
В коррекционном процессе активное участие принимают родители воспитанников.
Знакомство с документацией, которую ведет учитель-логопед группы:
1. Речевая карта на каждого ребенка (первая запись осуществляется по итогам диагностики, проведенной в сентябре, также проводится промежуточная диагностика в январе, итоговая – в июне. Записи результатов этих диагностик вносятся в дневник наблюдений логопеда (последний лист карты). Речевая карта ребенка хранится в детском учреждении 7 лет.
2. Учитель-логопед имеет программу работы по коррекции общего недоразвития речи у детей данного возраста (данная программа утверждена кафедрой специальной педагогики и психологии ЛГУ им. А.С.Пушкина и имеет лицензию Комитета образования).
3. Учитель-логопед составляет на основе исследования состояния речевых и неречевых функций детей перспективный план работы с данной группой детей. Такой план составляется 2 раза в год (на I полугодие и на II полугодие).
4. Учитель-логопед ведет календарный план работы с группой дошкольников. Данный план включает в себя конспекты подгрупповых занятий и сетку индивидуальных занятий.
План подгрупповых конспектов занятий.
Тема занятия/ Дата занятия | Цель, задачи | Содержание занятия (план, ход) | Оборудование | примечание (результаты занятия) |
Сетка индивидуальных занятий
Ф.И. ребенка | месяц - ФЕВРАЛЬ/ даты - занятий | |||||||||||||||||||
примечание | ||||||||||||||||||||
5. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя. Тетрадь заполняется логопедом каждый день. В ней даются задания для подгрупповой работы с детьми и рекомендации для проведения индивидуальных занятий с 2-3 дошкольниками. Данные рекомендации воспитатель выполняет во второй половине дня с 16.00 до 17.00. После проведения занятий воспитатель фиксирует результаты.
дата занятия | Игры и упражнения для развития речи и неречевых функций | |||||
лексика | грамматика | фонематические функции | слоговая структура | автоматизация и дифференциация нарушенных звуков | неречевые психические функции | |
6. Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и родителей детей
Дата | Содержание | Примечание |
В данной графе логопед записывает игры и упражнения по развитию различных сторон речи. Для домашнего закрепления предлагаются только тот материал, который ребенок выполняет в группе уверенно и правильно. | В данной графе родитель указывает, что у него получилось при выполнении домашнего задания с ребенком, что не получилось. Может записывать интересующие его вопросы по развитию, обучению, воспитанию ребенка. |
02.02
Обследование детей по схеме:
1) Смирнов Слава – исследование моторики, импрессивной речи;
2) Терехов Нил – исследование моторики, импрессивной и экспрессивной речи (звукопроизношение);
Исследование характера игровой деятельности детей и взаимоотношений в играх.
Беседа с воспитателем о характере игровой деятельности. Заполнение дневника практики.
Изучение медицинской документации воспитанников группы.
03.02
Обследование детей по схеме:
1)Смирнов Слава – исследование речевой и общей моторики;
2) Терехов Нил – исследование экспрессивной речи;
Знакомство с личными делами Смирнова Славы, Терехова Нила: медицинские карты, тетради индивидуальных занятий, календарный и перспективный план работы с ними.
Беседа с воспитателем о характере данных детей, их игровой деятельности. Наблюдение за ними на прогулке. Заполнение дневника практики и речевых карт, обсуждение и анализ полученных данных с логопедом-куратором.
06.02
Просмотр открытого занятия учителя-логопеда Егоровой И.В.