1. Коэффициент эластичности спроса по цене Eр – относительный показатель соотношения процентного изменения объема спроса на товар при однопроцентном изменении его цены. Поскольку спрос находится в обратной зависимости от цены, коэффициент ценовой эластичности представляет собой отрицательную величину. Однако, как правило, во внимание принимается абсолютное значение коэффициента (модуль):
, (1. 3.1)
где % ∆Q – процентное изменение количества спрашиваемого продукта; % ∆Р – процентное изменение цены;
В результате преобразований полученная формула приобретает вид:
, где, (1.3.2)
- первоначальная цена на товар, ден.ед.
- первоначальный объем спроса (предложения)
- изменение объема спроса (предложения)
- изменение цены товара.
n По цене спрос может быть:
n 1. Неэластичный спрос. Ер < 1. (Рис. 1.3.3)
n 2. Спрос единичной эластичности. Ер=1. (Рис.1. 3.4)
n 3. Эластичный спрос. Ер > 1. (Рис. 1.3.5).
N 4. Абсолютно эластичный спрос. (Рис.1.3.6)
|
|
n 5. Абсолютно неэластичный спрос. Ер=0.(Рис.1.3.6.)
Неэластичный спрос – спрос, объем которого меняется в меньшей степени, чем изменяется цена (Рис. 3.3):
Спрос единичной эластичности – спрос, для которого изменение объема спроса равно изменению цены (Рис. 3.4):
Эластичный спрос – спрос, для которого изменение цены вызывает большее изменение объема спроса (Рис.1. 3.3):
C овершенно неэластичный спрос ( EPD = 0). Ситуация, при которой изменение цены не вызывает изменения спроса.
Cовершенно эластичный спрос (EPD=>¥). Ситуация, при которой, малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса.
Коэффициент перекрестной эластичности спроса Exy - показатель, характеризующий степень реакции объема спроса на один товар (х) при изменении цены другого товара (y).
Коэффициент эластичности спроса по доходу Еi – показывает степень реакции объема спроса на продукт при изменении величины дохода потребителя.
Недоброкачественными являются товары, объем спроса, на которые сокращается при увеличении дохода потребителя (коэффициент спроса по доходу – величина отрицательная).
Нормальные товары: объем спроса растет при увеличении дохода потребителя (коэффициент спроса по доходу – положительная величина). Они могут относиться к предметам первой необходимости, если коэффициент больше нуля, но меньше единицы; второй необходимости, если коэффициент равен единице, и к предметам роскоши, если коэффициент больше единицы.
Эластичность предложения - это степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменение их цены.
|
|
Коэффициент ценовой эластичности предложения – величина процентного изменения объема предложения товара при однопроцентном изменении его цены.