Функция полезности

U(FC) = FC, где F и C – блага (2.1)

Существует два подхода к проблеме полезности:

кардиналистский и ординалистский

Кардиналистский (количественный ) подход предполагает, что полезность можно измерить в условных единицах «U» («ютили»). При этом полезность зависит лишь от количества потребляемых единиц данного товара.

Кардиналистскую теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835-1882 гг.), К. Менгер (1840-1921 гг.) и Л. Вальрас (1834-1910гг.). В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Эту теорию разделял А. Маршалл.

Ординалистский (относительный ) подход предполагает только

возможность установления определенного отношения потребителя к различным благам: предпочтение или безразличие.

Ординалистская теория полезности является альтернативой кардиналистской теории полезности. Эту теорию предложили английский экономист и статистик Ф. Эджуорт (1845-1926 гг.), итало-швейцарский социолог и экономист В. Парето (1848-1923 гг.), американский экономист и статистик И. Фишер (1867-1947 гг.). В 30-х гг. ХХ в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную форму и по настоящее время остается наиболее распространенной.

Правило максимизации полезности заключается в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором последний рубль, затраченный на приобретение каждого вида продукта, приносил бы одинаковую предельную полезность.

, где (2.2)

MUF и MUC - предельная полезность соответственно блага F и предельная полезность блага С.

PF и PC - цена блага F и цена блага С.

Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребления в условиях ограниченности денежного дохода, направленного на потребление.

Кривая безразличия показывает различные комбинации двух благ, имеющих одинаковую полезность (рис. 2.1)

 
 


Карта безразличия – это набор кривых безразличия (ТUI, TUII, TUIII), каждая из которых соответствует различной величине совокупной полезности благ (рис. 2.2.).

Зона замещения – участок, в котором возможна эффективная замена одного блага другим (рис. 2.3, участок AB).

 

Бюджетное ограничение – показывает экономическую доступность покупок: какие наборы можно приобрести на имеющийся у потребителя доход I при ценах P (рис. 2.3).

Бюджетная линия – прямая, каждая точка которой показывает наборы двух благ, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и данном уровне цен (рис. 2.4).

I = PхХ + PуУ,

Уравнение бюджетной линии: (2.3)

где Pх – цена товара Х; Ру – цена товара Y; Х – количество товара Х; Y – количество товара Y; I – величина общего потребительского бюджета

.Положение равновесия потребителя соответствует оптимальной комбинации благ, которая достигается в точке касания бюджетной линии с наиболее высокой из пересекающих ее кривых безразличия (рис. 4.4).

Эффект цены = эффект дохода + эффект замены

Эффект дохода – доля величины спроса на данный товар, вызванная изменением реального дохода.

Эффект замены – доля изменения величины спроса на подешевевший товар, вызванная замещением этим товаром других благ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: