double arrow

Перенос

Этический кодекс психотерапевта предписывает ему не экс­плуатировать отношений влияния и доверия в общении с паци­ентом в целях удовлетворения собственных личных желаний; воздерживаться от практики, будучи в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, переживая личностный кризис и т. п. Между тем по данным исследований (Quadrio, 1992), не менее 10 % психотерапевтов признано профессионально непри­годными по следующим показателям: физическое и психичес­кое нездоровье (депрессия, «синдром сгорания», супружеский или семейный кризис), алкоголизм, наркомания, связанная с возрастом и процессом инволюции неспособность выполнять профессиональные обязанности, утрата моторных навыков, и, наконец, вступление в сексуальные отношения с пациентами.

В последнее время в особый раздел этического кодекса вы­деляют, во-первых, так называемые «границы» в отношениях терапевта с пациентом, а также этические аспекты их наруше­ния, и, во-вторых, этику двойственных отношений.

Нарушения «границ» в отношениях терапевта с пациентом могут принимать самые разные формы и систематизируются в соответствующей литературе (Gutheil, Gabbard, 1993) по следу­ющим рубрикам: «время», «место и пространство», «деньги», «подарки», «одежда», «язык», «физический контакт». Череда нарушающих границу поступков, приводящих к этическим проблемам, может иметь такую последовательность (Gabbard, 1989): переход в общении с пациентом на «ты»; далее вторжение в терапевтический диалог бесед личного или житейского харак­тера; потом небольшой телесный контакт (например, похлопы­вание по плечу, объятия, массаж); затем прогулки вдвоем за сте­нами кабинета; сеансы во время обеда, иногда с алкоголем; поход в кино и иные социальные мероприятия; и, наконец, контакт сек­суальный. Примеры размытости границ весьма многообразны. Это разного рода «треугольники» отношений (когда, например, терапевт и пациент имеют общего друга); более сложные вариан­ты, когда, например, психотерапевт-супервизор, проводя груп­повое терапевтическое занятие, объединяет в одну группу моло­дого терапевта вместе с пациентами последнего.

«Двойственными» (или множественными ролевыми) назы­ваются такие отношения, в которых психотерапевт, помимо про­фессиональной, выступает еще по крайней мере в одной роли по отношению к пациенту (например, состоит с ним в браке). Об опасности установления двойственных или множественных ролевых отношений с пациентами писали еще классики пси­хоанализа, предостерегая от лечения родственников, друзей, знакомых. Печально известен в этой связи случай отнюдь не платонических отношений Юнга с Сабиной Шпильрейн (Саrоtenuto, 1982; Kerr, 1993).

Рассмотрим некоторые этические последствия смешения границ и множественности ролевых отношений между пациен­том и психотерапевтом. Так ли уж катастрофичен их исход? Кроме несомненных этических издержек, психотерапия в дан­ном случае ущербна и с клинической точки зрения, поскольку ущербен сам перенос (перенесение, трансфер) пациентом на те­рапевта чувств, испытываемых им к другим людям, как прави­ло, к родителям, то есть проекция ранних детских установок и желаний в отношении родителей на другое лицо. Перенос, как известно, обнаруживает себя не только в психоаналитической ситуации, но и в любой психотерапии, а также в жизни повсед­невной. Между тем чистота переноса есть необходимое условие реализации любой аналитической, и не только аналитической, техники; в противном случае последняя теряет свой смысл и свою силу.

Размытость, смешение границ психотерапии и установление множественных ролевых отношений между терапевтом и паци­ентом, по мнению Пеппера (Pepper, 1991), одномоментно разру­шает этические стандарты и само пространство терапевтических отношений. «Размывание» границ лечения приводит к сдвигу от терапевтических отношений «как если бы» в плоскость реальных отношений.

Сексуальный контакт есть «квинтэссенция грубейшей эксплу­атации трансферентных отношений» (цит. по: Ouadrio, 1992). Во­обще говоря, речь идет о неком «континууме отношений эксплуа­тации»: от длящихся многие годы и служащих скорее нуждам терапевта психотерапевтических отношений до собственно сексу­альных контактов. Однако не всякое смешение границ ведет к сек­суальному сближению и не всегда является пагубным для обеих сторон. Очевидное с точки зрения одной идеологической перспек­тивы нарушение границ может и не явиться таковым, если на него посмотреть с позиций иной идеологической перспективы. Более того, с позиций последней это может быть стандартным проявле­нием профессиональной практики. Это прежде всего относится к «движению христианской психиатрии», когда психотерапевту от­нюдь не возбраняется посещать церковные службы с пациентом или пациентами (Gutheil, Gabbard, 1993).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: