Продолжительность сеансов

Обычно выбирается длина сеансов от сорока до шестидеся­ти минут. Поэтому часто сеанс называют часом. Особых рацио­нальных причин для такого выбора, вероятно, нет. Скорее, это дань традиции, так как современным людям свойственно все отмерять часами. Может быть, наши внутренние ритмы уже синхронизованы с таким временным промежутком. По часам кормят младенцев, почасовая оплата существует для многих видов работ, уроки в школе и лекции также длятся академичес­кий час. Эти и другие ассоциации неизбежно окружают анали­тический сеанс.

Главный критерий при выборе продолжительности сеанса — должно успеть произойти что-то реальное. Поэтому нет смысла тянуть оставшуюся пару минут, если есть ощущение, что сеанс фактически закончен, только из тех соображений, что клиентом оплачено все время. И нет смысла заканчивать его точно, преры­вая клиента на полуслове. Но, конечно, необходимо предупре­дить его, если незадолго перед окончанием он начинает новую важную для себя тему. Обычно не рекомендуется намного продлевать сеансы или делать так называемые сдвоенные сеансы даже из желания помочь клиенту эффективно использовать время. Опять же на практике такие «поблажки» и отступления от аналитических рамок чаще всего связаны либо с эмоциональными про­блемами терапевта, либо играют на руку сопротивлениям паци­ента. Если, например, из-за сильного заикания клиент успевает сказать всего несколько слов за сеанс, то продление сеанса могло бы означать его «инфантилизирование» или подчеркнуть его не­состоятельность в попытках справиться с симптомом. Надо по­мнить, что любой ритуал должен занимать строго определенное время, что время для сакрального и время для обыденного всегда должно иметь четкие границы. Ритуал переводит инициируемо­го из пространства линейного, «конечного» времени в мир веч­ности, соединяет его с циклическими ритмами вселенной. Толь­ко в линейном времени есть рождение, развитие, зрелость и смерть. В сакральном времени этот порядок релятивизируется в бесконечных повторениях в каждом цикле, становясь частью другого высшего порядка. Проходя ритуал, участник учится на личном опыте совмещать эти разные модальности бытия, разные порядки мироздания. Поэтому для аналитика выдерживать рам­ки сеанса вовсе не означает воплощать собой строгого, запреща­ющего отца, символизировать «порядок разума против хаоса бес­сознательного». Соблюдение такой принципиальной точности может основываться только на понимании архетипического кон­текста происходящего. Только учитывая этот более широкий ме­тафорический контекст, можно создать оптимальные условия для того, чтобы клиент мог интегрировать опыт, получаемый в ана­лизе. Поэтому важно, чтобы, принимая предложенные аналитиком четкие договоренности по поводу продолжительности сеан­сов и определенных дней приема, клиент понял (может быть, не сразу), что делается это не из уважения к «рабочему времени» специалиста и не из принципа, что «все удовольствия в жизни всегда ограничены», а ради него самого, ради его психического исцеления, так как в психическом мире действуют свои особые законы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: