Метод свободных ассоциаций

Общей инструкцией в начале анализа является предложение расслабиться, войти в полусонное состояние со свободно плава­ющим вниманием и говорить абсолютно все, что приходит в го­лову. При этом акцент делается на том, чтобы проговаривать все возникающие мысли и чувства, даже если они кажутся несуще­ственными, неприятными или глупыми, в том числе относящи­еся к анализу и личности аналитика. Именно так в идеале при­меняется основной метод — метод свободных ассоциаций. Фактически Фрейд и Юнг были первыми психологами, исследо­вавшими этот феномен. Фрейд чисто эмпирически, исходя из своих клинических наблюдений, Юнг строго научно, изобретя тест словесных ассоциаций.

Метод основан на идее, что по-настоящему свободные ассо­циации человека, сумевшего оставить рациональное мышление, вовсе не являются случайными и подчинены четкой логике — логике аффекта. Однако во фрейдистской интерпретации такая цепочка ассоциаций, если удастся преодолеть сопротивление, обязательно приводит к ядру психического конфликта — комп­лексу и раннему травматическому опыту, лежащему в основе его формирования. Таким образом, предполагается, что все звенья этой цепи связаны и чем дальше мы продвигаемся, тем ближе мы к выяснению сути. Поэтому Фрейд постулировал возмож­ность прямых интерпретаций (если при любом начале ассоци­ирования все равно приходишь к одному и тому же результату) и принципиальную допустимость самоанализа. Парадоксаль­ность применения фрейдистского варианта этого метода состо­ит в том, что, поскольку теоретически выведен единственный источник всех психических конфликтов — эдипов комплекс, — то в свободном ассоциировании в общем-то нет большой необ­ходимости, во всяком случае его конкретное содержание не имеет значения. Именно против этой догматической умозри­тельной схемы возражал Юнг. Он говорил, что с таким же успе­хом вместо того, чтобы слушать клиента, можно было бы прочесть какое-нибудь объявление да и любую строчку из газеты. Он обнаружил, что ассоциации подобны паутине или кругам, расходящимся на воде от брошенного камня. Они всегда вра­щаются вокруг аффективно заряженных образов и образуют психическую ткань, в которую этот образ плотно вплетен. Ас­социации — это не средство вытащить на поверхность давно вытесненное. Будучи неразрывно связанными с центральными образами посредством своих аффективных коннотативных ас­пектов значений, они образуют саму материю психического, сам способ жизни и функционирования нашей души. В сущности, каждый из ключевых образов, стягивающий на себя пучок ас­социаций, имеет нечто универсальное, присущее всем людям, то есть архетипическое.

Поэтому иногда юнгианское применение этого метода на­зывают циркулярным, или круговым, ассоциированием в отличие от линейного ассоциирования в классическом психоана­лизе. В юнгианской практике важно кружить возле образа, все время возвращаться к нему и предлагать новые ассоциации, пока не станет ясен его психологический смысл. Причем дело не в том, чтобы извлечь некую идею по поводу этого образа, а в самом непосредственном переживании образа со всеми при­крепленными к нему ассоциациями. Только тогда может ро­диться не умственное, сугубо рациональное понимание, а по­нимание психологическое, при котором объект познания не вытаскивается на поверхность и вырождается до чего-то более плоского, а исследуется in vivo в присущей ему среде, остава­ясь живым. Линейное ассоциирование представляет собой по­знание психической жизни в виде работы или соревнования, в которых важен результат. И мы думаем, что каждый следую­щий шаг приближает нас к заветной цели. Если же происходят задержки в пути, то обязательно кто-то в этом повинен. Классическое определение сопротивления связано именно с сопро­тивлением свободному ассоциированию. При циркулярном же ассоциировании мы можем охватить взглядом всю перспекти­ву и увидеть, что в некоторых точках мирового океана бушует шторм, а в других местах штиль и хорошая погода. Мы можем видеть колебания температуры и солености воды, не оценивая воду как правильную или неправильную. В зависимости от же­лания клиента можно погрузиться в выбранном месте, почувствовать себя там, ощутить глубинные течения. Возможно, се­годня он еще не готов к плаванью в непогоду. Ему нужны время и некоторая тренировка. Важно лишь не терять из виду эти бурные воды. Но необходимости попасть именно туда нет, по­тому что океан един, можно достичь дна с любой точки. Таким образом, хотя метод свободных ассоциаций одинаково исполь­зуется в психоанализе и юнгианском анализе, в него вклады­вается разный смысл, и если первый делает акцент на слове «ассоциация», то второй, скорее, на слове «свободная». Надо помнить, что задача этого метода — не в том, чтобы «вывести клиента на чистую воду», а в организации свободного доступа к бессознательному содержанию. Такой подход требует от аналитика отказа от собственных моноидей, которые могут вести процесс ассоциирования и в результате обеднять образ. Существует соблазн привести клиента к тем же ассоциациям, которые возникли у аналитика.

Суть этого метода — контакт с бессознательным — должна воплощаться в самой свободной, метафорической, исполнен­ной фантазиями атмосфере анализа. Если такая атмосфера не образовалась, то любые четкие инструкции не дадут нужного эффекта. Приведем пример. В одном из сновидений клиентка рожает почерневшую от времени доску в виде рыбы, на кото­рой стоит знак, что это девочка. Ассоциации клиентки в основ­ном касались неприятных ощущений, связанных с ее женствен­ностью. Ассоциации у аналитика — с почерневшими досками как иконами и с рыбой как символом Христа. Однако высказы­вание этих идей аналитиком или его попытка привести ассоци­ации клиентки к духовному измерению могли быть вызваны неосознанным желанием отстраниться от ее болезненных пе­реживаний, связанных с принятием своей женственности. Позднее аналитик вспомнил образ, объединяющий оба направ­ления ассоциаций, — образ черной богоматери. Желание ана­литика направить ассоциации в свое русло имеет смысл рассмат­ривать с точки зрения контрпереноса. В данном случае аналитик возвышает, идеализирует клиентку, что подтвердилось дальней­шим ходом анализа, но это идеализирующее отражение может быть необходимым для принятия ею собственной женственности. Конечно, циркулярное ассоциирование не останавливает­ся на двух доминирующих направлениях ассоциаций. Здесь оно может привлечь наше внимание к отношениям клиентки с дочерью, ее внутренним ребенком, и тем, что рождается в анали­зе, к тому, насколько она чувствует себя черной рыбой в темных водах бессознательного, к ее рисункам в черном цвете (почер­невшим от времени) и т. д. Но такая работа не может быть вы­полнена за один аналитический сеанс. Весь длительный анали­тический процесс можно рассматривать как циркулярное ассоциирование, когда вновь возникающие образы постоянно играют с предыдущими, порождая новые значения. Так, в инициальном сновидении, которое мы будем обсуждать ниже, рож­дение рыбы-доски «оживляет» море и одновременно придает другие значения следующему за этим сну о рыбе в чистой коло­дезной воде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: