double arrow

Классификация методов педагогики досуга


Во взаимодействии с такими понятиями, как средства, содержание, и формы, большое значение имеет рассмотрение понятия «методы педагогики досуга». Когда социальные работники, организаторы досуга или родители решают очередные конкретные воспитательные проблемы, они часто вынуждены задавать себе вопрос: как поступить, как его, ее, их сделать любознательными, прилежными, ответственными, трудолюбивыми и т.д. – словом тогда они, педагоги, думают о методах воздействия.

В досуговой деятельности метод выступает связующим звеном между поставленной целью и ее конечным результатом. В методической системе досуговой деятельности «цели – содержание – методы – формы – средства» методы являются главным элементом.

Методами педагогики досуга являются пути и способы воздействия на аудиторию, при которых наиболее полно достигаются намеченные результаты. Это соответствует гуманистическому пониманию досуга как области совместной деятельности субъектов и объектов и основному закону воспитания: воспитывать – организуя деятельность воспитанников.

Познанию методов способствует их классификация, деление на группы по какому-либо признаку, основанию. Анализ показывает, что в основу классификации часто кладут направленность способа воздействия на ту или иную сферу личности: на сознание, на поведение, на эмоционально-волевую сферу. Иначе говоря, есть методы, направленные преимущественно на фор-мирование знаний, взглядов, оценок, направленности, убеждений личности. Их называют методами формирования сознания, познания и самообразования. Есть методы, направленные преимущественно на формирование привычек, стереотипов поведения, типичных поведенческих реакций. Их называют методами организации деятельности, формирования опыта. Есть методы, называемые порой вспомогательными, которые направлены на коррекцию и стимулирования поведения. И есть методы получения научной информации, которые называют методами социологических исследований досуга. В систему классификации методов педагогики досуга положена концепция деятельности. Согласно ей имеются компоненты, составляющие любой деятельности: осознание, организация, стимулирование, коррекция, контроль.




Современные методы педагогики досуга характеризуются большим раз-нообразием. Результативности можно добиться лишь при использовании комплекса методов, а их выбор зависит от:

- общих целей воспитания и развития личности и ведущих установок досуговой деятельности;

- особенностей досуговых предпочтений;

- цели, задач и содержания конкретной формы социальной, культурно-до-суговой деятельности;

- возрастных особенностей и уровня подготовки аудитории;



- материальной оснащенности, условий досуговой деятельности;

- времени проведения досугового мероприятия;

- возможностей специалистов, организаторов досуговой деятельности, их профессионального мастерства и личностных качеств.

Наряду с термином «метод» употребляется термин «методический приём». Каждый метод представляет собой определенную систему приемов. Иными словами, каждый метод – это совокупность приемов, объединенных общ-ностью задачи и единым подходом к их решению.

Прием – это элемент, деталь метода, вспомогательное средство. Прием по отношению к данному методу при решении других, более частных задач может стать методом со своими приемами его применения.

В досуговой деятельности методические приемы используются как самостоятельные методы и, в свою очередь, реализуются с помощью опреде-ленных методических приемов. Так, использование в ходе лекции фрагмента из кинофильма – это методический прием, прослушивание магнитофонной записи на семинаре – тоже методический прием. Или метод поощрения реализуется в приемах похвалы, благодарности, награждении. Из примеров видно, что прием, с одной стороны, сливается с методом, а с другой стороны, с методикой досуговой деятельности и педагогической техникой.

Средства, формы и методы воздействия тесно связаны между собой, однако их смысловые объемы частично совпадают, накладываются друг на друга. Вследствие чего эти понятия могут применяться в одном случае как метод, в другом – как средство, в-третьем – как форма (например, в педагогической литературе употребляются словосочетания «лекция – форма учебной работы», «средства лекционной пропаганды», «лекционный метод»). Такие явления в логике называются перекрещивающимися. Происходит это в силу недоста-точной разработанности исходных понятий средства, формы и метода в осно-вополагающей философской науке. Именно поэтому вопрос о разработке их четкой классификации представляется достаточно сложным, а может быть, для технологов-практиков и не является столь значимым. Следует, овладев ими в зависимости от поставленных задач, умело и творчески использовать все многообразие средств, форм и методов для эффективного достижения воспита-тельной цели. В одном случае это будет тематический вечер, в другом – лекция, в-третьем, концерт художественной самодеятельности и т.д. Нужны поиски новых, более эффективных сочетаний содержания, форм, методов и средств с целью вызвать у людей интерес, привлечь их к досуговым мероприятиям.



Современная методика досуговой деятельности располагает значительным арсеналом средств, форм и методов и предъявляет самые высокие требования к специалистам, стимулируя их поиск и творческое использование в практике.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое метод, его роль и значение в педагогике досуга?

2. Дайте классификацию методов досуговой деятельности.

3. Охарактеризуйте основные методы педагогики досуга.

Список рекомендуемой литературы:

1. Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под ред. А.Д.Жаркова и В.М.Чижикова. – М.: МГУКИ, 1998.

2. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебн. пособие. – Тамбов: Изд. ТГУ, 2002.

3. Технология социальной работы: Учебник /Под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. – М.: ИНФРА М.. 2002.

2.5 Инновации в сфере досуга

Методическая деятельность в сфере досуга может быть рассмотрена на ин-новационном уровне. Инновация, нововведение (от англ. innovation – новов-ведение) означает в педагогике введение нового в цели, в содержание, в методы и формы организации воспитательной или образовательной деятельности, изме-нения в стиле мышления.

Потребность в инновационной деятельности всегда появляется в связи с необходимостью внесения изменений в сложившуюся социально-культурную систему. Инновация – это всегда или почти всегда целенаправленное измене-ние, которое вносит в досуговую среду внедрение новых стабильных элемен-тов. Это всегда выход за пределы известного и общепризнанного в обществен-ной практике досуга, образования, искусства.

Применительно к досуговой сфере понятия «инновация», «нововведение» носят множественный характер. Сам процесс разработки и внедрения новшеств в практику выступает здесь как целенаправленная, научно обоснованная дея-тельность, нацеленная на изменение социально-культурной ситуации, создание новых культурных продуктов, благ и услуг, творческое развитие существую-щих объектов, подходов и технологий.

Инновационные методики, инновационные организационные формы досуга своей актуальностью и практической значимостью содержания всегда форми-руют среди её участников, во-первых, глубинную мотивацию досуговой дея-тельностью, способствуют ориентационно-педагогической адаптации досуго-вой самостоятельности каждого партнёра и, во-вторых, оптимизируют процесс овладения личностью новыми социально-культурными знаниями и умениями, развивают необходимые навыки организационно-методического мастерства.

Инновационные подходы способствуют повышению эффективности досу-говой деятельности. Их основу составляет наличие конкретной творческой, организационной, социально-психологической проблемы, проблемной ситуа-ции, что служит необходимой предпосылкой для использования нестандарт-ного, инновационного решения. Кроме того, конструктивные инновационные инициативы и технологии в сфере культуры, быта, досуга способствуют крис-таллизации, самоорганизации и тесному взаимодействию заинтересованных субъектов досуговой деятельности – муниципальных, общественных структур, всего населения.

Инновационные методики в досуговой сфере всегда предполагают прочную взаимосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства. Среди множества инновационных методик в области культуры, искусства, образования, досуга, спорта следует различать: 1) осуществленные на одном объекте (единичные) и распространенные по многим объектам (диффузные); 2) завершенные и незавершенные; 3) простые по структуре и расширенные. Кроме того в каждой инновационной методике велико значение и сопутствующих факторов. К ним относятся общественный и административный контроль за содействием в реа-лизации методики, обеспечение гласности, изучение отечественного и зарубеж-ного опыта в этом направлении, а также учет и изучение спроса окружающей среды на социально-культурную новацию.

Коль скоро мы анализируем инновационное в педагогике досуга, просто напрашиваются критерии инновационности. Положив в основу концепцию педагогической Школы Виталия Александровича Сластенина,[13] сформулируем основополагающие критерии.

Критерии педагогических инноваций. К ним можно отнести следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте.

Охарактеризуем каждую группу критериев:

Критерии новизны.

В.А.Сластенин определяет несколько уровней новизны:

- абсолютную;

- локально абсолютную;

- условную;

- субъективную;

- отличающуюся степенью известности в области применения.

Критерии оптимальности.

Данный критерий означает затрату сил и средств педагогов и обучаемых для достижения результатов. Введение в воспитательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствуют о её оптимальности.

Критерии результативности.

Результативность как критерий инновации означает определённую устой-чивость положительных результатов в деятельности педагогов. Технологич-ность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однознач-ность в понимании и изменении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приёмов, способов обучения и воспитания.

Возможность творческого применения инновации в массовом опыте (как критерий оценки педагогических инноваций).

Вполне понятно, что если ценная педагогическая идея или методика оста-ётся в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особен-ностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятель-ности педагога, то вряд ли в данном случае можно говорить о педагогическом новшестве. Возможность применения инноваций в массовом педагогическом опыте на начальном этапе подтверждается в деятельности отдельных педа-гогов-воспитателей, но только после их апробации и объективной оценки они могут быть рекомендованы к массовому внедрению.

Анализируя представленные критерии педагогических инноваций, мы можем с полным основанием отнести эти критерии к педагогике досуга, для систематизации столь актуального оттенка – «инновационности».

Инновации в досуговой сфере всегда предполагают прочную взаимосвязь и взаимодополнение традиций и новаторства. Примером исторической социаль-но-культурной инновации могут служить национальные обрядово-ритуальные формы, а в современной социально-педагогической практике – эксперимен-тальные школьные программы (Д.Кабалевский, Б.Неменский и др.), комп-лексные программы эстетического и художественного воспитания, развития народного творчества, охраны памятников истории и культуры, организации семейного досуга. Эти современные досуговые технологии являются новыми, инновационными в социальной работе, они существенно обогащают и расши-ряют «инструментовку» социально-педагогической деятельности.

Остановимся на том, как осуществляются инновационные подходы в досу-говой деятельности. Примерная схема кодировки механизма реализации инно-вационных методик включает в себя следующую последовательность действий.

Появление инновационной идеи, её формализация, предполагающая обозна-чение названия, краткой сути и указание возможной области распространения и внедрения в социальной, досуговой среде.

На этом этапе осуществляется связь с другими инновационными предложе- ниями, расширяется фронт проникновения во внешнюю среду, рождаются «дочерние» идеи, осуществляется обратная связь, происходит осмысление всего цикла возникновения и реализации инновационной технологии. Прини-маются во внимание условия и время реализации, решение проблем, стоящих перед новатором.[14]

Любая инновация, как и инновационная методика, неотделима от личности их создателей (авторов) и реализаторов. «Инициаторы и проводники впервые появляющихся идей и разработок, идущих навстречу нынешним или будущим потребностям общества, составляют ценнейшее достояние нашей страны».[15]

Для педагогов, социальных работников, режиссеров, менеджеров, занятых в досуговой сфере, характерно также выполнение так называемой ролевой функ-ции, которая условно может быть обозначена как функция новатора, или рефор-матора. Инициаторами и носителями данной функции являются представители множества профессий, талантливые руководители и организаоры самодеятель-ности людей в социокультурной сфере.

Наиболее правильным служит определение реформаторов как субъектов активного инновационного воздействия на тот или иной вид досуговой деятель-ности в социальной среде. Именно к этой категории относятся подвижники, которые на протяжении последних лет были носителями и реализаторами мно-гих инициатив в социокультурной сфере: движения в защиту памятников истории и культуры, фольклорного, природоохранного движения, благотвори-тельности и милосердия и т.д. Всякий раз их целевая установка в реализации социально-педагогических задач средствами досуговой деятельности ориенти-руется на изменение действующих условий, поиск и осуществление принци-пиально новых творческих, воспитательных, управленческих решений.

Педагоги-организаторы, как правило, используя приемы генерирования новых идей, стремятся свести к минимуму или исключить вообще вмеша-тельство критики, чтобы ничто не ограничивало творческой фантазии авторов новых предложения и не мешало рождению неожиданных замыслов.

Типичными в этом смысле служат методы, лежащие в основе поисковых инновационных методических досуговых разработок в социальной работе и социальной педагогике.

Метод мозгового штурма, или мозговой атаки, ориентирован на кол-лективную выработку творческих идей. В деловой игре участвуют несколько групп: «генераторы» - создатели идей; эксперты – «аналитики», участвующие в оценке идей; предполагаемые спонсоры, обеспечивающие финансовую под-держку идей; пользователи (потребители) предлагаемой идеи. В основе полу-чивших широкое распространение инновационных методов синектики и свободных ассоциаций лежит целевая установка на выработку творческих идей с помощью аналогий (прямых, фантастических, символических, сугубо индии-видуальных) либо свободных ассоциаций, случайно выбранных понятий или метафор.

В процессе рекреационной, игровой деятельности достаточную эффектив-ность в генерировании творческих идей демонстрирует метод постановки ключевых вопросов типа «что? где? куда?», позволяющий упорядочить процесс рассмотрения проблемы, направленность творческого поиска. Поиск решения проблемы, выработки творческой идеи может пойти в совершенно неожиданном, непредсказуемом направлении (метод инверсии), либо потребует участие автора в проблемной ситуации в целях принятия адекватного решения (метод эмпатии), либо пойти по пути использования различных вариантов комбинирования известных и зарекомендовавших себя составляющих (метод многомерных матриц). В сфере менеджмента досуга, воспитания, искусства высокой продуктивностью отличается так называемый метод «записной книжки»: участники творческой мастерской на протяжении длительного времени заносят свои идеи и соображения в собственные рабочие блокноты, затем все накопившиеся варианты вносятся в общий перечень (список) без указания авторства (идентичные варианты отбрасываются), после чего проводится коллективная экспертиза и отбор наиболее приемлемых идей с помощью заранее разработанных и согласованных критериев оценки.

Таковы черты инновационных подходов к досуговой деятельности. Внима-тельный их анализ поможет увидеть принципиальные особенности поиска нового в организации досуга различных социальных групп, того неповтори-мого, что можно тиражировать

Вопросы для самопроверки:

1. Сущность социальных инноваций в досуговой среде

2. Критерии «инновационности» досуга

3. Механизмы осуществления инновации

4. Какие авторские инновационные методики досуга вы знаете?

Список рекомендуемой литературы:

1. Дминтриев А.Г., Усманов Б.Ф., Шелейкова Н.И. Социальные инновации:

сущность, практика осуществления. – М., 1992.

2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность:

Учебник: М.: МГУКИ, 2004.

2 Методы активизации инновационных процессов: Сб. трудов. Вып. 1. – М.,

1988.







Сейчас читают про: