Когнитивные аспекты процессов, происходящих в клиенте, описываются прежде всего через понятие репрезентативные системы (PC). Репрезентативные системы — это перцептивные системы, в которых кодируется и хранится информация о внутренних или внешних событиях. В НЛП выделяются преимущественно три PC: зрительная, слуховая и кинестетическая. К последней относятся все телесные ощущения — температурные, тактильные, собственно кинестетические, а также вкусовые и обонятельные.
Согласно представлениям НЛП, способ кодирования и хранения информации индивидуально специфичен. Одно и то же событие может быть представлено у одного человека в виде картины, у другого — в виде звуков речи, у третьего — преимущественно в виде телесного чувства. Могут быть и смешанные репрезентации. Особенное значение придается определению ведущей репрезентативной системы. Замечено, что в речи человека, как правило, превалируют слова (глаголы, наречия, прилагательные), относящиеся к какой-либо одной из перечисленных модальностей. Этот факт служит основанием для отнесения человека к одному из трех типов: «зрительному», «слуховому» или «кинестетическому». Иногда говорят о четвертом, «дигитальном» (то есть логическом) типе. К нему относят лиц с преобладанием в речи амодальных глаголов, таких, как сознаю, понимаю, считаю, думаю и т. п.
|
|
Пример высказываний «зрительного» клиента: «Вся картина мне представляется неясной, я не вижу выхода из положения». «Кинестетический» клиент выразился бы в подобном случае примерно так: «Все запуталось. Такое чувство, что зашел в тупик». «Слуховой» клиент может сказать: «Зря я не прислушался к внутреннему голосу. Говорил же себе: "Не надо!"» Определение ведущей репрезентативной системы клиента необходимо для установления полноценного контакта с ним. Говорить с клиентом необходимо на языке его ведущей модальности, иначе не будет достигнуто взаимопонимание. При работе с парой можно видеть, как различие ведущих репрезентативных систем (и соответственно языка) у супругов оказывается источником взаимных недовольств и конфликтов. В этом случае психотерапевт выступает в качестве переводчика на язык, понятный каждому из партнеров (Satir, Handler, Grinder, 1976).
Наличие ведущей репрезентативной системы не означает незадействованности систем других модальностей. Всякий живой процесс представляет собой цепь, или последовательность, сменяющихся внутренних образов, действий и состояний. В эту цепь, помимо ведущей, как правило, включены и другие PC. Все в целом, то есть последовательность образов, действий, состояний, составляет стратегию деятельности. Стратегии могут быть эффективными и неэффективными. Здесь открывается широкое поле исследований НЛП в области моделирования. Различными методами (опроса, наблюдения, подражания) выявляется стратегия «успешного деятеля», или «мастера», и на ее основе создается алгоритм для обучения. Так, одними из первых были разработаны стратегии успешной мотивации, принятия решений, грамотного письма и др. В частности, было выявлено и проверено на опыте блиц-обучения, что эффективная грамотность обязательно включает звено зрительного образа слова, написанного или напечатанного. В отсутствие же этого звена, то есть при стратегии «слуховое восприятие — слово — его написание», возникают значительные затруднения или сбои в орфографии (Andreas, Andreas, 1989).
|
|
Одним из специальных методов определения стратегии или «хода» внутреннего процесса в НЛП стали движения глаз. Именно в этом контексте они получили название ключей доступа (accessing cues). В результате многочисленных наблюдений была установлена корреляция между перцептивной системой, через которую в данный момент проходит внутренний процесс, и движением взора. У большинства субъектов движение глаз вверх связано с обращением к внутренним зрительным образам; положение и движение взора в горизонтальной плоскости - с обращением к слуховым образам; опускание глаз вниз и вправо — с погружением в образы кинестетической модальности, в то время как поворот глаз вниз и влево свидетельствует о внутреннем диалоге. Левое направление взора в случае «зрительной» и «слуховой» позиций глаз связывается с обращением к образам памяти, а движение взора вправо — с образами воображения. Указанные корреляции имеют усредненный, вероятностный характер. В каждом индивидуальном случае необходимо проверить, не являются ли они исключениями из правил, которые наблюдаются не так уж редко.
Как сам внутренний процесс, так и соответствующие ему движения глаз крайне динамичны, и в течение нескольких секунд психотерапевт может увидеть по глазам сложную эволюцию внутреннего процесса (Cameron-Bandler, 1985). Другим предметом интереса НЛП является состояние клиента. Большое внимание уделяется состоянию транса. Говорят также о состояниях: проблемном или тупиковом, ресурсном или превосходном (state of excellence), состояниях диссоциации/ассоциации, конгруэнтности/неконгруэнтности и др. Каждое из этих состояний может быть связано с любым содержанием, поэтому все они относятся именно к «процессу», с которым только и работает «энэлпист». Чтобы оценивать состояние клиента и тем более влиять на него, психотерапевт должен быть максимально чувствительным к их внешним проявлениям (см. ниже о сенсорной чувствительности). Все внешние проявления состояний в НЛП называются одним словом — физиология. К физиологии относятся все невербальные компоненты общения, вегетативные реакции: поза, жесты, мимика, пантомимика, интонации и громкость голоса, темп речи, цвет кожи, частота дыхания, пульса и т. п.
Под трансом, или состоянием транса, в НЛП понимается широкий спектр измененных состояний сознания. Это представление взято у Милтона Эриксона, который считал транс нормальным повседневным явлением. Человек находится в трансе, когда он глубоко задумался, погружен в работу или поражен неожиданным явлением. Общая черта всех состояний транса — концентрация внимания на узком содержании сознания. Предполагается, что чем младше ребенок, тем большую часть времени он находится в состоянии транса. Это -моменты глубокого погружения в происходящее и осмысление его, можно сказать, моменты зачарованности или очарованности миром. Трансовые состояния особенно плодотворны для запечатления информации, а также восприятия психотерапевтического воздействия.
|
|
Проблемные состояния клиента — это состояния дискомфорта, фрустрации, страдания. Они возникают как реакция на то или иное событие, ситуацию или действие. Практически во всех техниках НЛП клиента просят подумать о проблемной ситуации и «войти» в нее. Терапевт «калибрует» отрицательное состояние и прерывает его. В конце работы проверяется, может ли клиент снова вспомнить проблемную ситуацию и пережить трудное состояние. Как правило, последнее не воспроизводится, вместо этого клиент находит себя в более «ресурсном» состоянии. В таком случае проделанная работа считается успешной.
«Ресурсное» состояние — это состояние подъема, бодрости, уверенности в своих силах. Предполагается, что каждый человек знает свои ресурсные состояния, однако не всегда имеет к ним доступ. Терапевт в ходе работы помогает найти эти состояния и войти в них. Ресурсное состояние также калибруется, специальными приемами связывается с проблемной ситуацией и закрепляется в ней.
Состояния ассоциации и диссоциации. С помощью этих понятий описывается известная способность человека менять внутреннюю позицию наблюдения. Мы можем, образно говоря, находиться в собственном теле и смотреть на окружение через собственные глаза (состояние ассоциации), либо наблюдать себя со стороны, видеть себя в какой-то ситуации (состояние диссоциации). В жизни выход в диссоциированное состояние иногда случается автоматически. Особенно это бывает в случаях неожиданного тяжелого происшествия или известия. Возникает странное переживание: «Это не со мной!» В НЛП состояние диссоциации рассматривается как само по себе ресурсное, то есть помогающее пережить и преодолеть стресс, отрицательную эмоцию. В свою очередь ассоциированная позиция позволяет особенно полно испытывать положительные переживания. Таким образом, в ходе работы с клиентом обращается внимание на «перцептивную позицию», в которой находится клиент: ассоциирован он или диссоциирован. В процессе общения человек может войти в позицию другого, то есть партнера по общению, и постараться увидеть ситуацию его глазами. Способность занять позицию другого чрезвычайно важна для гармонизации общения и установления раппора*. В целом в НЛП отрабатываются и в нужные моменты используются переключения с одной позиции на другую: первая позиция — ассоциированная, вторая — другой, третья — сторонний наблюдатель (две последние позиции являются диссоциированными).
|
|
* Здесь мы даем правильную фонетическую транскрипцию французского слова rapport. К сожалению, в подавляющем большинстве текстов на русском языке неправильно «озвучивается» непроизносимое на конце этого слова «t».
Сопоставление высказываний клиента с невербальными реакциями дает богатый материал для определения степени его конгруэнтности. Конгруэнтность означает согласованность всех систем выражения мыслей, эмоций, намерений, отношений. Соответственно, неконгруэнтное состояние обнаруживает себя в противоречивых сигналах. Неконгруэнтность может означать внутренний конфликт, в том числе неосознаваемый. Например, клиент говорит: «Я люблю свою жену!» — резким голосом, энергично стуча кулаком по колену.
Внутренний конфликт иногда описывается как конфликт «частей». Метафорический образ частей заимствован из гештальт-психологии и используется для ссылки на различные функциональные системы личности. Говорят о «творческой» части, о «критической» части, о части, ответственной за проблемное поведение (например, курение, переедание и т. п.).