Основоположник

Человекоцентрированный подход в области психотерапии и психологического консультирования представлен прежде все­го классическими работами К. Роджерса.

Роджерс (Rogers) Карл Рэнсом (8 января 1902 г., Оак-Парк, Иллинойс, США — 4 февраля 1987 г., Ла-Хойя, Калифорния, США) — выдающийся американский психолог, автор получив­шей распространение во всем мире (второй по степени распространенности в мире после психоанализа 3. Фрейда) недирективной, клиенто- или человекоцентрированной (person-centered) психотерапии, один из основоположников и лиде­ров гуманистической психологии.

Сразу же отметим, что ставший уже привычным в отечествен­ной психологии перевод терминов «person-centered therapy» и «per­son-centered approach» как «личностноцентрированная терапия» и «личностноцентрированный подход» не является, на наш взгляд, вполне точным: принимая во внимание общепринятое в англо­язычной психологической литературе различение терминов person (человек) и personality (личность), психотерапию и подход Роджерса следует обозначить как «центрированные на человеке» или «человекоцентрированные». Термин «personality» Роджерс использует исключительно в следующих сочетаниях: «personality theory», «personality and beheviour changes» и «personality inventory». Все эти словосочетания используются в публикациях 30— 50-х годов и слу­жат для обозначения сугубо психологических (теоретических, психодиагностических, коррекционных) аспектов работы Роджерса. Термин «person» используется Роджерсом в 60-80-е годы применительно к совершенно иным, собственно психотерапевти­ческим сторонам работы: «becoming a person», «personal growth», «fully functioning person», «emerging person», «personal encounter», «person of tomorrow», «person to person».

Соотношение «personality» и «person» в работах Роджерса может быть понято следующим образом: «personality» — один из психологических атрибутов (наряду, например, с self, behaviour и т. д.), «person» — специфика человекоцентрирован­ной психотерапии — работа не с теми или иными симптомами и проблемами, не с теми или иными поведенческими проявле­ниями, когнитивными схемами, личностными особенностями, но с конкретным человеком во всей его целостности.

С начала 20-х годов жизнь Роджерса была связана с психо­логией. Образование он получил в Висконсинском универси­тете (степень бакалавра в 1924 году), в теологической семина­рии и в Учительском колледже Колумбийского университета (степень магистра в 1928 году, доктора философии в 1931). Прак­тическую работу Роджерс начал в 1927 году в качестве сотруд­ника Института по уходу за детьми в Нью-Йорке. Год спустя он получил место в Отделе изучения ребенка Общества по профи­лактике жестокого обращения с детьми в городе Рочестере (штат Нью-Йорк). В 1939 году он стал директором этого Отдела и в том же году возглавил Рочестерский консультационный центр.

На протяжении почти шести десятилетий Роджерс соче­тал психотерапевтическую деятельность с преподавательской и исследовательской работой, был профессором медицинской психологии в университете штата Огайо (1940—1945), где он за­нимался также реабилитацией демобилизованных военнослужа­щих (1944—1945), преподавал в университете Чикаго и работал в качестве исполнительного секретаря Чикагского консультаци­онного центра (1945-1957), был профессором Висконсинского университета (1957—1963). В этот период своей деятельности Роджерс интенсивно разрабатывает теоретические аспекты пси­хотерапии и теории личности, а также методы консультационной и психотерапевтической работы. Диапазон его клиентуры очень широк — от студентов университета до пациентов психи­атрических клиник.

Возникнув в 40-е годы в качестве недирективной или клиентоцентрированной психотерапии, человекоцентрированный под­ход получил чрезвычайное распространение в 60-70-е годы, и до сегодняшнего дня он оказывает явное влияние на всю область психотерапевтической и консультационной практики (см., на­пример, Кан, 1997; Сатир, 1992; Cormier, Cormier, 1991 и др.). Кроме того, человекоцентрированный подход явился одним из источников гуманистической психологии — особого направле­ния современной психологической науки, возникшего в начале 60-х годов в США. Ее основоположниками и признанными ли­дерами были Карл Роджерс, Абрахам Маслоу и Ролло Мэй. Заро­дившись в качестве оппозиции психоанализу и бихевиоризму, гуманистическая психология очень быстро получила признание большого числа профессионалов и стала действительно реальной «третьей силой» в современной психологии (см. Грининг, 1988).

Наиболее значимые публикации Роджерса в 40—60-е годы: Counselling and psychotherapy (1942); Client-centered therapy (1951); Psychotherapy and personality change (1954); On becoming a person (1961); The therapeutic relationship and its impact: a study of psychotherapy with schizophrenics (1967).

С 1964 года Роджерс был сотрудником, а затем директором Западного института поведенческих наук в городе Ла-Хойя, штат Калифорния, где в 1968 году им был основан Центр изучения человека и где он работал вплоть до своей кончины в 1987 году. В этот период научные разработки Роджерса вышли за пределы психотерапии как таковой и оформились в так называемый че­ловекоцентрированный подход, который был реализован сна­чала в области возрастной и педагогической психологии, а за­тем в области социальной и политической психологии. Основные труды этого периода: Freedom to learn (1969, 1983); On encounter groups (1970); Becoming partners: marriage and its alternatives (1972); On personal power (1977); A way of being (1980).

Начиная с середины 40-х годов признание Роджерса в пси­хологических и психотерапевтических кругах неуклонно возра­стало (Evans, 1978). Труды Роджерса в области психотерапии и психологии личности (шестнадцать книг и более двухсот на­учных статей) получили широкое международное признание, были переведены на многие языки. Роджерс был почетным док­тором многих американских и западноевропейских универси­тетов. Роджерс был членом Национального исполнительного комитета Американской ассоциации социальных работников (1945-1946), президентом Американской психологической ас­социации (1946-1947), первым президентом Американской ака­демии психотерапевтов (1956—1957), одним из основателей Ас­социации гуманистической психологии (1963). Он был единственным американским психологом, удостоенным двух важнейших почетных наград Американской психологической ассоциации — Distinguished Scientific Contribution Award (1957) и Distinguished Professional Contribution Award (1972). Американ­ской ассоциацией гуманистической психологии ему было при­своено почетное звание Гуманист года (1964). По результатам опросов, проведенных в 1982 году двумя ведущими психологи­ческими журналами США (Journal of Counselling Psychology, American Psychologist), Роджерс получил рейтинг самого влия­тельного американского психолога. В самом начале 1987 года, незадолго до его кончины, кандидатура Роджерса была выдвинута на Нобелевскую премию мира. (Более подробные сведе­ния о биографии К. Роджерса см.: Kirschenbaum, 1995.) Роджерс прошел путь от индивидуального психотерапевтичес­кого взаимодействия с клиентом к работе с малыми группами, а за­тем нациями: клиентоцентрированная психотерапия (50-е годы) эволюционировала в 60—70-е годы вчеловекоцентрированное обу­чение и, наконец, в 80-е годы воплотилась в человекоцентриро-ванную политику (Kirschenbaum, Henderson, 1989). В последние годы жизни Роджерс много работал в «горячих точках» планеты — в Северной Ирландии, Южной Африке, Центральной Америке. В 1986 году он посетил Советский Союз.

До последних дней своей жизни Роджерс продолжал актив­ную творческую деятельность в науке. Многие отечественные психологи с благодарностью вспоминают дни совместной ра­боты с Роджерсом во время его пребывания в России (см.: Rogers, 1987; Гаврилова, Снегирева, 1989; Орлов, 1995). В одной из сво­их книг он писал, что личностный, человечный способ бытия в мире — это бесконечный процесс становления. Жизнь Род­жерса — лучшее подтверждение этой гуманистической идеи.

Человекоцентрированный подход, изначально возникший бла­годаря работам Роджерса в сфере индивидуальной психотерапии и психологического консультирования (Rogers, 1942; Rogers, 1951), получил впоследствии применение и распространение в таких об­ластях, как психология личности (Rogers, 1961), педагогика и пе­дагогическая психология (Rogers, 1969; Rogers, 1983; Rogers, Frieberg, 1994; Aspy, Roebuck, 1988; Combs, 1988), социальная пси­хология (Rogers, 1969), психология семьи (Rogers, 1972), полити­ческая психология (Rogers, 1977; Rogers, 1982; Rogers, 1986b). В настоящее время данный подход широко представлен междуна­родными и национальными профессиональными ассоциациями (такими, как Ассоциация развития человекоцентрированного под­хода, Южноафриканская ассоциация человекоцентрированного подхода), институтами (среди которых Центр исследования чело­века, Институт человекоцентрированной экспрессивной терапии, Институт человекоцентрированного обучения), постоянно дей­ствующими семинарами (одним из них является Ла-Хойская про­грамма: Международные семинары по человекоцентрированному подходу), периодическими изданиями («Person-Centered Review»), значительным числом практикующих психотерапевтов и психологов-консультантов во многих странах мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: