Историческая справка. Фредерик С. Перлз, известный под именем Фриц Перлз, ро­дился в Берлине в 1893 году в еврейской семье

Фредерик С. Перлз, известный под именем Фриц Перлз, ро­дился в Берлине в 1893 году в еврейской семье. Изучал медици­ну и психиатрию и, кроме того, работал с Куртом Гольдштейном, который приобщил его к концепции, рассматривающей организм как единое целое, а не как конгломерат отдельных час­тей, функционирующих без связей друг сдругом и более или менее автономных.

В 1927 году он поселяется в Вене и начинает заниматься психоанализом вместе с Вильгельмом Райхом, Карен Хорни, Хелен Дойч. Он женится на Лоре Познер, докторе психологии, специалисте в области гештальт-психологии. С установлением гитлеровского режима Перлз вынужден эмигрировать, и благо­даря поддержке Эрнеста Джонса он едет в Южную Африку, где открывает Институт психоанализа.

Он приезжает вновь в Германию в 1936 году на конгресс по психоанализу с двойной целью — встретиться с Фрейдом и сде­лать сообщение на конгрессе. Его встреча с Фрейдом прошла неудачно, а сообщение, воспринятое как недостаточно ортодок­сальное, получило неблагоприятный отклик и положило нача­ло его разрыву с психоанализом. Сообщение называлось «Вер­бальный характер сопротивления», оно содержало в зародыше идеи, развитые позднее в работе «Эго, голод и агрессия», изла­гающей первые наметки новой терапии. Подзаголовок первого издания (1942) гласил: «Пересмотр теории Фрейда и его мето­да». Позже он был снят.

В 1946 году при поддержке Эриха Фромма он поселяется в Нью-Йорке и продолжает свою работу терапевта вместе с не­большой группой единомышленников, включавшей писателя и философа Пола Гудмена. Он разрабатывает психотерапевти­ческий подход, который в 1950 году получит название «гештальт-терапия» и который мог называться экзистенциальным психо­анализом или терапией сосредоточения.

Вокруг Перлза, его жены Лоры и Пола Гудмена объединя­ются Изидор Фром и некоторые другие ученые. Вскоре они со­здают в Нью-Йорке первый Институт гештальт-терапии. Результаты обсуждений идей Перлза, их экспериментальная и клиническая проверка легли в основу фундаментальной кни­ги «Гештальт-терапия», опубликованной в 1951 году и подпи­санной тремя авторами: Перлзом, Хефферлином и Гудменом. После этого очень быстро сформировалось еще несколько групп, придерживающихся этого подхода, в частности, в Кливленде (во главе с И. Польстером; на базе этой группы возник Кливленд­ский институт гештальт-терапии) и в Калифорнии (во главе с Джимом Симкином).

В середине 60-х годов Перлз был на время приглашен в Эзален — только что открывшийся центр на берегу Тихого океана в Калифорнии, ставший Меккой для Движения развития потен­циала человека. Можно предположить, что Эзален и Перлз ка­ким-то образом придали друг другу силы, и очень скоро широкая аудитория участвовала в демонстрациях Перлза, следовав­ших друг за другом почти непрерывно.

Гештальт-терапия тогда испытывала значительный подъем, и возникали институты и центры, заявлявшие о своей привер­женности этим взглядам, хотя и нельзя сказать, что это развитие было гладким. Сам Перлз продолжал работать с неизбывной твор­ческой энергией, и в основе этого творчества лежал огромный опыт сорокапятилетней клинической, психиатрической и психотерапевтической работы. Тем не менее он отдавал дань моде того времени, которая рассматривала любое теоретизирование как «мастурбацию мозгов» и заменяла ее хлесткими рекламными формулами. Период «68-го года» в истории гештальт-терапии от­кликается еще и сегодня. Прежде всего, даже если рассматривать эту фазу как появление свежего ветра в психотерапевтической практике, недостаток четких позиций и всякого рода крайности сильно пошатнули доверие к новому подходу.

После смерти Перлза в 1970 году можно было проследить следующие важные процессы в гештальт-терапии: развивался диалог с психоанализом, техники обогащались различными био­энергетическими, психодраматическими, арт-терапевтическими методами, развивались теоретические основы гештальт-те­рапии, теория личности.

Сейчас гештальт-терапия переживает значительный подъем, особенно в Европе, где она смогла найти множество культурных корней (психоанализ, феноменология, экзистен­циализм, гештальт-психология и т. д.). Растет число практи­ков и пациентов. Разумеется, относительная молодость и не­большая склонность к написанию текстов у многих практиков приводят к тому, что ряд тем все еще нуждается в развитии, что взаимодействие идей и практических дел сегодня еще за­труднено. Автострады мысли, конечно, используются чаще, чем проселочные дороги.

Множество институтов заняты практикой и преподаванием гештальт-терапии во всех концах мира, проводятся конференции и конгрессы, действует Европейская ассоциация гештальт-тера­пии, Ассоциация развития гештальт-терапии, Международная ассоциация гештальт-терапии, множество национальных ассо­циаций. Можно сказать, что сейчас гештальт-терапия в целом имеет свою теоретическую и эмпирическую основу и сумела впитать в себя достижения современного психотерапевтичес­кого знания, а также сама вносит свой вклад в это знание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: