Основные техники психодрамы

Техники психодрамы разнообразны, и существует множество подходов к их классификации. Три техники являются класси­ческими, их рассматривал как основные Морено. Это техника «дублирования», техника «зеркала» и техника «обмена ролями». Мы рассмотрим их, дополнив теми, что, помимо названных, выделил Киппер (Киппер, 1993), предложивший одну из наи­более полных классификаций. Техники, о которых пойдет речь, в основном относятся к стадии психодраматического действия (поэтому мы будем говорить о протагонисте и вспомогательных «я»), однако некоторые из них — или их элементы — могут ис­пользоваться и на стадии разогрева.

Дублирование предполагает временное присоединение к про­тагонисту другого члена группы, выступающего как его alter ego; его функция — поддержать протагониста и помочь ему выра­зить его актуальное состояние, например, озвучивая подавляе­мые протагонистом мысли и чувства (или давая начало озвуча­нию, которое продолжает протагонист). Протагонист вправе принять или отвергнуть сказанное дублем (в первом случае он повторяет высказанное им); во всех случаях дублирование помогает протагонисту в его продвижении в ситуации и самоосо­знании. В качестве дубля может выступить и сам ведущий, и ко-терапевт, и — по инициативе ведущего либо по собственной инициативе с согласия ведущего и протагониста — любой член группы, включая зрителей. Дубль действует на основе эмпатии, иногда для лучшего вчувствования копируя позы и жесты про­тагониста. Чаще всего он во время дублирования располагается за спиной протагониста в непосредственной близости к нему, прикасаясь к нему и произнося свои слова как «внутренний го­лос»; однако в зависимости от особенностей протагониста он может занимать и другие пространственные позиции, напри­мер, взяв его за руку и ведя за собой в случаях фобических рас­стройств.

Техника зеркала предполагает, что протагонист со стороны наблюдает за разыгрыванием поставленной им сцены, а его роль исполняет другой участник группы. В целом задача этого вспомогательного «я», выступающего в качестве живого зеркала, со­стоит в том, чтобы по возможности более точно копировать по­ведение протагониста; но иногда оказывается важным акцентирование некоторых элементов его поведения, что осу­ществляется с позволения или по инициативе ведущего. Основ­ное предназначение техники — позволить протагонисту более объективно отнестись к своей позиции в отношениях с окружа­ющими или увидеть свою внутреннюю ситуацию.

Во время обмена ролями протагонист временно принимает роль, отданную им вспомогательному «я», а вспомогательное «я» в это время играет роль протагониста. Техника служит децентрации, дает возможность прожить чувства введенного персона­жа «изнутри» и увидеть — благодаря вспомогательному «я» - собственную реакцию на него. Затем каждый возвращается к ис­ходной роли. Такой обмен ролями во взаимодействии протаго­ниста со вспомогательным «я» может быть многократным, на­пример, при разыгрывании взаимодействий, когда протагонист, поочередно принимая ту и другую роль, обе наделяет словами (вспомогательное «я», как правило, при смене ролей повторяет слова и действия, только что произнесенные и осуществленные протагонистом, но возможны и спонтанные слова и действия).

Киппер относит названные техники к специфическим базо­вым техникам, дополняя их еще шестью. Отметим, что обозна­ченные ниже техники могут частично пересекаться. Театраль­ные аналоги этих техник очевидны.

Самопредставление предполагает короткое ролевое действие или серию действий, в которых протагонист представляет себя или кого-то иного из своего социального атома. Вариантом самопредставления Киппер считает монодраму, то есть вариант дра­мы, в которой все роли играет протагонист (вспомогательные «я» не вводятся).

Исполнение роли, как следует из названия, означает акт принятия роли кого-то другого — не обязательно человека, а, как говорилось, животного, субличности, части тела, пред­мета, понятия и т. д.

Диалог в специфическом понимании Киппера предполагает, что во взаимодействии между двумя членами группы каждый играет роль самого себя, что важно, например, при психодра­матической работе с конфликтующими между собой супружес­кими парами.

Монолог означает, что протагонист вслух выражает свои чув­ства и мысли, как бы советуясь сам с собой. Монолог может выглядеть как комментирование своих действий на разных эта­пах драмы.

Реплики в сторону. Техника предполагает, что протагонист пре­рывает свои действия или слова, отворачиваясь в сторону и обра­щаясь вовне («ни к кому») с иными словами, содержательно и ин­тонационно выражающими его истинные, но скрытые в данной сцене чувства.

Техника пустого стула. Протагонист в данном случае взаимо­действует с какими-то воображаемыми персонажами (все в том же широком понимании этого слова, но чаще всего речь идет о людях), не вводя вспомогательных «я», а используя вместо каж­дого из них пустой стул. Это целесообразно, например, если про­тагонист не готов встретить ситуацию в собственно драматичес­кой форме в силу ее субъективно угрожающего характера.

Помимо названных «специальных» техник Киппер выделя­ет так называемые общие базовые техники. В данном случае речь идет об отношении элементов психодраматической практики к «универсальным величинам» времени и действительности.

Шаг в будущее предполагает разыгрывание ситуации из ожи­даемого или воображаемого (желаемого или нежелаемого) бу­дущего.

Возврат во времени предполагает воссоздание картин про­шлого, но разыгрываемых, соответственно принципам психо­драмы, «здесь и теперь».

Тест на спонтанность означает, что ведущий при помощи вспомогательных «я» стремится поставить протагониста в неожи­данную ситуацию; эпизоды, отражающие такие ситуации, подготавливаются заранее, включая действия вспомогательных «я», планируемые как независимые от действий протагониста. Про­тагониста же просят действовать как можно естественнее.

Техника «сновидение». Содержание сновидения разыгрывается, как если бы это была реальная ситуация; при этом задача работы со сновидением видится не только в толковании его символов и понимании смысла (не в психоаналитическом, а в экзистенциаль­ном плане) но и в том, чтобы научить протагониста видеть более приятные сны, если данный сон и сходные с ним его мучают.

Психодраматический шок — техника, используемая при работе с психотическими приступами (галлюцинациями и видениями) и применяемая по окончании приступа. Протагониста просят воспроизвести галлюцинацию при помощи вспомогательных «я», словно вернувшись в нее.

Гипнодрама означает, что с определенного момента ведущий начинает гипнотическую индукцию, распространяемую только на протагониста и не распространяемую на вспомогательные «я»; драматическое действие при этом осуществляется по обыч­ным принципам. Гипнотическое состояние протагониста под­держивается вплоть до шеринга. С точки зрения Киппера, техника может быть использована и в терапевтических, и в ди­агностических целях.

Мы представили краткий очерк психодраматических техник, каждая из которых имеет особенности применения и свои про­тивопоказания; кроме того, возможны (но не всегда) комбина­ции техник. Объем материала не позволяет осветить их подроб­нее; мы отсылаем читателя к указанной ниже литературе.

В заключение отметим, что психодрама относится к тем ме­тодам, которые при общем описании «теряют жизнь». Пожа­луй, более, чем в любом другом виде психотерапии, вдохнове­ние и интуиция, сопричастные искусству, оказываются здесь решающими.

Библиография

Барц Э. (1997) Игра в глубокое. — М: Класс.

Блатнер Г. (1993) Психодрама, ролевая игра, методы действия. — Пермь.

Келлерман П. Ф. М. (1998) Психодрама крупным планом. — М.: Класс.

Киппер Д. (1993) Клинические ролевые игры и психодрама. — М.: Класс.

Лейтц Г. (1994) Психодрама: теория и практика. Классическая психо­драма Я. Л. Морено. — М.: Прогресс.

Морено З. Т. (1998) Психодрама: ролевая теория и концепция социального атома // Эволюция психотерапии. — М.: Класс. Т. 3, с. 256-279.

Морено Я. (1993) Театр импровизации. - Красноярск: Фонд ментального здоровья.

Психотерапевтическая энциклопедия (1998) / Под ред. Д. В. Карвасарского. — СПб.: Питер.

Рудестам К. (1998) Групповая психотерапия. — СПб.: Питер.

Холмс П. (1997) Классическая психодрама // Психодрама: вдохновение и техника. — М.: Класс, с. 25-36.

Гештальт-терапия. Д. Н. Хломов

Сегодня гештальт-терапия стала одним из самых мощных на­правлений в современной психотерапии не только за рубежом, но и в России, Белоруссии, на Украине. В течение двенадцати лет в России психотерапевтическое сообщество развивало этот подход в специализированных институтах, а теперь гештальт-терапия все чаще включается в программы обучения психоло­гов, психотерапевтов, консультантов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: