Разогрев. Разогрев может быть определен как процесс активизации чле­нов группы для участия в предстоящем действии

Разогрев может быть определен как процесс активизации чле­нов группы для участия в предстоящем действии. Как уже гово­рилось, Морено полагал такие процессы необходимыми для со­вершения любого действия и вне терапевтической работы (начиная с интеракций младенца с матерью). П. Холмс (Холмс, 1997) выделяет следующие основные функции разогрева в пси­ходраматической группе:

· он способствует возникновению спонтанности и творческой активности участников группы;

· он облегчает общение между участниками, усиливая чувство доверия и групповую сплоченность (К. Рудестам обращает, в частности, особое внимание на преодоление членами груп­пы страха показаться наивными, неинтересными, беспокой­ство по поводу актерских способностей и др.);

· он помогает членам группы сконцентрировать свое внима­ние на личностных проблемах, с которыми они хотели бы по­работать на предстоящем занятии.

Длительность, темп и интенсивность разогрева зависят от многих факторов: от того, насколько знакомы между собой уча­стники группы, от особенностей групповой динамики в целом и состояния взаимоотношений на данный момент, от физичес­кого и психического состояния участников группы, зрелости группы, силы сопротивления и др.

По Морено, процесс разогрева (не только в психодраме, но в целом) приводится в действие физическими или душев­ными стартерами. К физическим стартерам относят движе­ния различного типа (ходьба, бег, танцы, дыхание, пение и т. п.), к душевным — различные переживания, образы, побуждения, интеракции и т. п. Стартеры того и другого типа могут побуждать как физические, так и душевные явления. В психодраме разогрев предполагает некоторые организуемые ведущим события, служащие «запуску» активности его самого и членов группы.

Разогрев ведущего. Ведущий должен быть достаточно разо­грет, чтобы выстраивать свои действия, адекватно и гибко реа­гируя на происходящее в группе и — конкретно во время драма­тического действия — с протагонистом, вспомогательными «я» и аудиторией. Следовательно, началу работы с группой дол­жен предшествовать разогрев ведущего. Он может осущест­вляться в различной форме, включая физическую активизацию посредством легкой разминки, воспоминания о событиях предшествующей встречи, представления образов участников груп­пы, мысленных разговоров с ними; он продолжается во время предваряющих работу взаимодействий с участниками (напри­мер, во время приветствий), а в дальнейшем — одновременно с разогревом группы.

Разогрев группы. Начальные моменты разогрева группы за­ключены уже в первых моментах занятия, когда участники груп­пы сидят в кругу и ведущий обращается с просьбой к каждому рассказать (или сообщить в иной, предложенной ведущим фор­ме) о своем состоянии и ожиданиях от занятия. Уже на этом этапе могут выявиться потенциальные протагонисты, либо непосред­ственно заявляющие о своем желании выступить в этой роли, либо отмечаемые про себя ведущим по косвенным признакам. Затем включается разогрев на основе избранных ведущим тех­ник. Техники разогрева разнообразны; здесь открывается ши­рокое поле для творчества ведущего. Они могут быть первона­чально ориентированы на повышение физической активности участников в индивидуальной форме или в форме физических взаимодействий (телесно ориентированные упражнения, игры, танцы и пр.), на интрапсихическую сферу (представление, вос­поминание, осознание и предъявление эмоционального состо­яния и т. п.), интерпсихическую сферу (прояснение отношений, в том числе с возможным использованием социометрии, разго­воры и т. п.); возможен последующий переход к комбинирован­ным действиям различной сложности (например, постановка небольших сцен всей группой или в подгруппах, импровизации на заданную тему, этюды по типу актерских, групповое сочине­ние и разыгрывание историй и т. п.). Разогрев может быть об­щим в том смысле, что целью его является общая активизация участников группы, либо тематическим, призванным актуали­зировать переживания определенного типа, важные, с точки зрения ведущего, на данном этапе группового развития, соотносимые с тематикой предыдущей встречи или по каким-либо иным соображениям; разогрев может быть ориентирован на группу в целом либо (несмотря на то, что в нем задействована вся группа) неявно ориентирован по содержанию и интенсив­ности на отдельных членов группы, заранее определенных ведущим как потенциальные протагонисты.

Чаще всего в результате разогрева выявляются потенциаль­ные протагонисты (несколько или один), которые в кругу, куда члены группы возвращаются после разогрева, выражают жела­ние выступить в этой роли вербально или по просьбе ведущего выдвигаясь ближе к центру круга (часто то и другое). Если претендентов на роль протагониста несколько, осуществляется вы­бор протагониста. Как правило, при этом каждый потенциаль­ный протагонист по просьбе ведущего кратко обозначает тему, с которой хотел бы работать; выбор протагониста может осуще­ствлять группа (каждый член группы в предложенной ведущим форме выражает поддержку одному из потенциальных протаго­нистов, и тот избирается социометрически «большинством го­лосов»), либо потенциальные протагонисты решают это между собой, либо (что реже) выбор осуществляет ведущий, но во всех случаях необходимо, чтобы группа высказала протагонисту под­держку. В подобной ситуации неизбежно определенное разочарование несостоявшихся протагонистов, которое, однако, при те­рапевтической зрелости группы не скажется принципиально негативным образом на дальнейшей работе в силу понимания участниками группы принципов психодраматической работы и ценности проживания любого опыта, в том числе в ходе испол­нения роли в чужой драме или в качестве зрителя. Помимо того, что эти члены группы имеют возможность отреагировать свои чувства на том же занятии в роли вспомогательного «я» (принцип правды чувства) и во время шеринга, они имеют возможность предъявить свои проблемы — те же или иные, — став протагони­стами на следующих занятиях. Если же подобные события вы­зывают осложнения межличностных отношений (явный или скрытый деструктивный конфликт), они в определенный момент по инициативе самих членов группы или ведущего могут стать предметом психодраматической проработки. По мере продолже­ния работы на последующих занятиях могут выявиться члены группы, реже других выдвигающиеся на роль протагониста или не выдвигающиеся вообще, или выдвигающиеся, но почти либо совсем не избираемые; по усмотрению ведущего это также мо­жет быть материалом для проработки.

Разогрев протагониста. Выдвижение члена группы на роль протагониста не означает, что он оптимально разогрет; по усмо­трению ведущего осуществляется дополнительный разогрев протагониста или, напротив, его «охлаждение», если он разо­грет настолько, что аффективное состояние помешает построе­нию психодраматического действия. В любом случае проводит­ся дополнительная работа с протагонистом, завершающаяся уточнением проблемы, с которой тот хотел бы работать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: