Форма обучения очная
| Названия разделов и тем | Всего | Виды учебных занятий | |||
| Аудиторные занятия, в том числе | Самостоя- тельная работа | ||||
| лекции | Практ. занятии, семинары | Лабор. работы | |||
| 1. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностей их психического развития в процессе воспитания и образования. Проблема предмета и объекта специальной психологии. Цели и задачи специальной психологии. Принципы и методы специальной психологии. | |||||
| 2. Категории развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. | |||||
| 3. Понятие аномального развития (дизонтогенеза). Понятие «аномальный ребенок» | |||||
| 4. Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. | |||||
| 5. Особенности аномального развития детей с задержками психического развития и умственно отсталых детей. Олигофренопсихология и психология детей с задержкой психического развития, как отрасли специальной психологии. | |||||
| 6. Особенности аномального развития детей с нарушениями речи и детей с нарушениями слуха. Логопсихология, сурдопсихология как отрасли специальной психологии. | |||||
| 7. Особенности аномального развития детей с нарушениями зрения и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Тифлопсихология и психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата как отрасли специальной психологии. | |||||
| 8. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики. Основные категории специальной педагогики. | |||||
| 9. Воспитание, образование и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умения и навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду. | |||||
| 10. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей. | |||||
| 11. Понятия «коррекция» и «компенсация». | |||||
| 12. Основные отрасли специальной педагогики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия. | |||||
| ИТОГО: |
Содержание курса
Лекции
1. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях
развития аномальных детей, закономерностей их психического развития в
процессе воспитания и образования. Предмет, цели, принципы и методы
специальной психологии.
Предмет специальной психологии. Цели и задачи специальной психологии. Теоретико-методологические основы специальной психологии. Структура специальной психологии. Актуальность специальной психологии на современном этапе.
Разделы специальной психологии: сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихология, психология речевых нарушений.
Методы специальной психологии: изучение документации, беседа, наблюдение. изучение продуктов деятельности, обучающий эксперимент.
2. Категории развития в специальной психологии. Психическое развитие и
деятельность.
Понятие нормы и отклонения в психическом развитии. Физическое, психическое, моторное, интеллектуальное развитие. Понятия: возраст, развитие. Темп развития. Уровень развития. Задержка психического развития. Общее и своеобразное в психическом развитии нормального и анормального развития.
М. А. Власова и М.С. Певзнер: дети с сенсорной неполноценностью, ЗПР, Дети с астеническим и реактивным состоянием, психопатоподобное состояние, умственно отсталые, дети с начальными проявлениями психических заболеваний. В.В. Лебединский.О.Н. Усанова. В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. Первичный дефект, вторичный дефект, сложный дефект. Эндогенные (генетические) и экзогенные (средовые факторы).






