double arrow

Понятия коррекции и компенсации. Социальная реабилитация и социальная адаптация.


Комплексный подход к организации помощи детям с нарушениями развития. Потребности в реальных видах поддержки и помощи детям в зависимости от особенностей их психического и физического развития.

Понятия коррекции и компенсации. Социальная реабилитация и социальная адаптация.

Российская система помощи детям с нарушениями развития.

Темы практических и семинарских занятий

Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие.

Недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие

Дети с минимальными мозговыми дисфункциями. Пути оптимизации обучения и развития детей с ММД

Минимальной мозговой дисфункции (ММД) и минимальной мозговой недостаточности (ММН). Симптомы ММД (по Л. А. Ясюковой). Типы ММД: астеничный тип, гиперактивный тип (реактивный тип), ригидный тип, активный тип, субнормальный тип.

Типы ММД: астеничный, гипебрактивный, ригидный.

Психологическое развитие при дизонтогениях дефицитарного типа

Дефицитарный тип. Психический дизонтогенез. Т. А. Власова. В. И. Лубовский. Общие закономерности аномалии развития при патологии сенсорной сферы: недоразвитие по сравнению с нормой способностей к приему, переработке и хранению информации. И. М. Соловьева, А. П. Розовой, Ж. И. Шиф.

Виды дисгармоническое психическое развития: психопатии, невропатии и неврастении.

Психопатии: нарушение адаптации, тотальность патологических черт характера, стабильность, малая обратимость, тенденция к однотипному способу личностного реагирования. Психопатии, как «расстройства личности» или «патологией характера».

Т. П. Симеон; Г. Е. Сухарева; Л. Мишо.

В различных классификациях психопатий (по Е. Крепелину, П.Б. Ганнушкину, Г.Е. Сухаревой, О.В. Кербикову). Конституциональные, органические и краевые психопатии. Возбудимая психопатия. Истероидная психопатия. Параноялъная психопатия. Шизоидная психопатия. Астеническая психопатия. Истеро-возбудимые личности. Эпилептоидные личности. Экспансивная психопатия. Психастеническая психопатия. Сенситивная психопатия.

Особенности аномального развития детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей. Олигофренопсихология и психология детей с задержкой психического развития, как отрасли специальной психологии.

Олигофрения как стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности.

Умственная отсталость. Термин «олигофрения» Г.Е Сухарева. Клинико-психологических «законы» олигофрении: тотальность нервно-психического недоразвития; иерархичность нервно-психического недоразвития. Степени олигофрении: идиотия, имбецильность и дебильность. Неосложнённые, осложнённые и атипичные формы олигофрении.

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития ЗПР: «дети с пониженным общим развитием и недостаточностью отдельных функций» (И. Борисов), переходные формы между нормой и дефективностью, «субнормальные» дети (А. И. Граборов), «слабоодаренные» дети (В. П. Кащенко, Г. В. Мурашов), «умственно недоразвитые», находящиеся между дебилами и нормальными детьми (П. П. Блонский). Термины «задержка темпа психического развития», «задержка психического развития» предложены Г. Б. Сухаревой.

Отечественные исследователи Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В, И. Лубовский и др. Т. А. Власова и М, С. Певзнер называли ЗПР психическим инфантилизмом. М. С. Певзнер. Психофизический инфантилизм с недоразвитием эмоционально-волевой сферы при первично сохранном интеллекте, психофизический инфантилизм, с недоразвитием познавательной деятельности, осложненным нейродинамическими нарушениями, психофизический инфантилизм, с недоразвитием познавательной деятельности, осложненным нейродинамическими нарушениями, психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности. осложнённым недоразвитием речи. Обучаемость детей. Дефицитарностью отдельных корковых функций интеллектуальной недостаточности. К. С. Лебединская. Варианты ЗПР: конституционального происхождения; соматогенного происхождения; психогенного происхождения; церебрально-органического происхождения.

3. Особенности аномального развития детей с нарушениями речи идетей с
нарушениями слуха. Логопсихология, сурдопсихология как отрасли
специальной психологии.

Психология детей с нарушением речи (логопсихология)

Логопсихология. нарушения устной речи: нарушения фонационного (внешнего) оформления произносительной стороны речи; структурно-семантического (внутреннего) системного или полиморфного нарушения речи; нарушения письменной речи.

Фонационные голосообразования: темпоритмической организации высказывания,
интонационно-мелодического, звукопроизносительного. Дисфония. Брадилалия. Тахилалия. Заикание. Дислалия. Ринолалия. Дизартрия. Алалия. Афазия. Дислексия. Дисграфия.

4. Особенности аномального развития детей с нарушениями зренияи детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата. Тифлонсихология и психология
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата как отрасли специальной
психологии.

Психология лиц с нарушением зрения (тифлопсихология )

Н. Г. Морозова, принимая за основу степень нарушения функции зрительного анализатора, среди детей с недостаточностью зрения выделяет: тотально слепые, частично видящие, слабовидящие. Изменения личности у детей с дефектами зрения и слуха описаны Л. С. Выготским, Т. П. Симеон, Г. Штутте, Г. В. Козловской, В. Ф. Матвеевым. Шрифт Брайля. Коррекционная работа по Солнцевой Л.И.


Сейчас читают про: