В. В. Петухов, В. В. Столин

[ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «ПСИХОЛОГИЯ»]1

При характеристике любой науки необходимо разъяснить ее теорети­ческие основания, предмет изучения, показать исследовательские возможно­сти, практические приложения полученных результатов. Начнем знаком­ство с психологическим знанием с анализа самого термина «психология». Этот термин, образованный от греческих слов psyche — душа, психика и logos - знание, осмысление, изучение имеет несколько значений.

Так, в первом, дословном своем значении психология — это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизо­ванной живой материи, субъективное отражение объективного мира, не­обходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением. Область психологического широка и многообразна: это и отражение простейшими животными тех отдельных свойств окружающей среды, которые оказываются значимыми для поис­ка жизненно важных веществ, и сознательные представления сложных связей природного и социального мира, в котором живет и действует че­ловек. Сознанием обычно называют высшую форму психики, необходи­мую для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности.

Во втором, наиболее распространенном значении, слово «психология» относят и к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процес­сы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии — конкретного индивида. Психология проявляется как совокупность типич­ных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, позна­ния окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Так,

1 Петухов В.В., Сталин В.В. Психология: Методические указания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. С. 5—6.


16 Тема 1 Общая характеристика психологии как науки

подчеркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии школьника, сту­дента, рабочего и ученого, женской психологии и т.п.

Понятно, что общей задачей психологии является изучение как пси­хики субъекта, так и его психологии.

Различив психологию как особую реальность и как знание о ней, заметим, что и понятие «психолог» — обладатель этого знания — тоже неоднозначно. Конечно, прежде всего, психолог — это представитель нау­ки, профессиональный исследователь закономерностей психики и созна­ния, особенностей психологии и поведения людей. Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является научным. Так, в обыденной жизни психолог — это человек, «понимающий душу», разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях. В этом смысле психологом факти­чески является каждый человек, независимо от профессии, хотя чаще так называют подлинных знатоков человеческих отношений — видных мыс­лителей, писателей, педагогов.

Итак, есть две разных области психологического знания — научная и житейская, обыденная психология. Если научная психология возникла сравнительно недавно, то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики. Для того чтобы дать общую характеристику психологии как специальной научной дисципли­ны, ее удобно сравнить с житейской психологией, показать их различия и взаимосвязи.


Феофраст ХАРАКТЕРЫ 1 Льстивость

(1) Лесть можно определить как недостойное обхождение, выгодное льстецу. А льстец вот какой человек. (2) Идя с кем-либо, он говорит спут­нику: «Обрати внимание, как все глядят на тебя и дивятся. Ни на кого ведь в нашем городе не смотрят так, как на тебя! Вчера тебя расхвалива­ли под Портиком. А там ведь сидело больше тридцати человек. И когда речь зашла о том, кто самый благородный, то все (и я прежде всего) со­шлись на твоем имени». (3) Продолжая в таком духе, льстец снимает пу­шинки с его плаща и если тому в бороду от ветра попала соломинка, то вы­таскивает ее и со смешком говорит: «Смотри-ка! Два дня мы с тобой не видались, а уже в бороде у тебя полно седых волос, хотя для твоих лет у тебе волос черен, как ни у кого другого». (4) Стоит только спутнику от­крыть рот, как льстец велит всем остальным замолчать, и если тот поет, то расхваливает, а по окончании песни кричит: «Браво!» А если спутник отпустит плоскую шутку, льстец смеется, затыкая рот плащом, как будто и в самом деле не может удержаться от смеха. (5) Встречным он велит остановиться и ждать, пока «сам» не пройдет. (6) Накупив яблок и груш, он угощает детей на глазах отца и целует их со словами: «Славного отца птенцы». (7) Покупая вместе с ним сапоги, льстец замечает: «Твоя нога го­раздо изящнее этой обуви». (8) Когда тот отправляется навестить кого-ни­будь из друзей, он забегает вперед со словами: «К тебе идут!», а затем, воз­вратившись, объявляет: «Я уже известил о твоем приходе». (9) Мало того, он способен даже, не переводя духа, таскать покупки с женского рынка. (10) Первым из гостей он расхваливает хозяйское вино и приговаривает: «Да и в еде ты знаешь толк!» Затем, попробовав что-нибудь со стола, повто­ряет: «Что за славный кусочек!» Пристает к хозяину с вопросами: не хо­лодно ли ему, не накинуть ли на него чего-нибудь и — не дожидаясь отве­та — закутывает его. С хозяином льстец шепчется, а во время разговора с другими оглядывается на него. (11) В театре льстец сам подкладывает ему

1 Феофраст. Характеры. Л.: Наука, 1974. С. 6—7, 19, 25—26.

2 Зак. 2652


18 Тема 1. Общая характеристика психологии как науки

подушку, отняв ее у раба. (12) И дом-то его, по словам льстеца, прекрасно построен, и земельный участок отлично обработан, и портрет похож.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: