double arrow

Привыкание и сенсибилизация


Это чрезвычайно примитивные виды научения, при которых у орга­низма вырабатывается относительно устойчивая и постоянная реакция на повторные стимулы. Эти две зачаточные формы научения проявляют­ся в изменении степени активации организма данным стимулом: в слу­чае привыкания активация уменьшается, а в случае сенсибилизации уве­личивается.

<...> Привыкание (габитуация) наступает, когда организм — в ре­зультате изменений на уровне рецепторов или ретикулярной формации — «научается» игнорировать какой-то повторный или постоянный раздра­житель, «убедившись», что он не имеет особого значения для той деятель­ности, которая в данный момент осуществляется. В отличие от этого при утомлении снижается внимание ко всем действующим раздражителям.

Сенсибилизация — это процесс, противоположный привыканию. При сенсибилизации повторение стимула ведет к более сильной активации ор­ганизма, и последний становится все более и более чувствительным к дан­ному стимулу; в результате раздражитель, не вызывавший при однократ­ном воздействии никакой реакции, повторяясь, начинает провоцировать то или иное поведение. Представим себе, например, что в комнате, где мы ра­ботаем, жужжит назойливая муха или же из плохо завернутого крана в ра­ковину мерно падают капли воды. Эти раздражители становятся для нас постепенно все труднее переносимыми. Можно привести и другие примеры — царапину на музыкальной пластинке, вызывающую при каждом прослу­шивании треск, который мы уже заранее ожидаем, или слова-паразиты вро­де «так сказать», «значит» и т.п. в лекциях некоторых преподавателей;

1 Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. М.: Мир, 1992. Т.1. С. 33—34, 304.


348 Тема 4. Возникновение и развитие психики

иногда такие слова повторяются настолько часто, что могут полностью от­влекать внимание студентов от содержания лекции.


Сейчас читают про: